П
у
утешествие по Петербургу
Тарас Шевченко.
Скульптор И. М. Гончар
В декабре 2007 года Украинская
национально-культурная автономия
Санкт-Петербурга отметила свое
десятилетие. Но летосчисление
нашей петербургской украинской
истории имеет более глубокие кор-
ни, славные традиции и связано со
многими замечательными именами
и событиями.
Одним из таких славных имен
является Тарас Григорьевич Шев-
ченко, семнадцать лет жизни кото-
рого связано с Петербургом и день
рождения которого мы по традиции
отмечаем 9 марта.
Историки и искусствоведы
до сих пор спорят, кто важнее для
украинской культуры: Шевченко -
художник, или Шевченко - поэт. Для
многих же поколений украинцев
и его почитателей во всем мире
он является гениальным сыном
своего народа, носителем высокой
духовной морали и энергетики. Его
«Кобзарь» стал поистине Библией
украинского народа.
Слава к Тарасу Шевченко при-
шла еще при жизни, но всемирное
признание его гениальности растет
год от года, и мы понимаем, что
приближающееся 200-летие со дня
Т а р а с ШеВЧенко
и Рерихи
Н . Н . Ж игло
рождения поэта будет широко от-
мечаться не только на Украине, но
и на всей нашей планете.
Факты петербургской биогра-
фии Тараса Шевченко во многом
известны, но история открывает все
новые страницы.
Одной из таких страниц явля-
ется духовное родство Шевченко
и Рерихов.
Общеизвестно, что устав до-
революционного Петербургского
товарищества им. Т. Шевченко
в 1893-1894 годах готовили на
квартире юриста Константина
Федоровича Рериха, сын которого,
Николай Константинович, учился у
известного петербургского скульп-
тора и графика Михаила Микешина,
автора знаменитых памятников
Екатерине II и тысячелетия России
в Новгороде.
Вклад Михаила Микешина в
популяризацию творчества Т. Шев-
ченко трудно переоценить. Первые
уроки живописи молодой Николай
Рерих получал именно в мастерской
Т Шевченко в Академии художеств.
Первые работы того периода -
портрет Гоголя и рисунок «Казаки
под дубом» - сохранились. Моло-
дой художник пишет стихотворение
«Думка» и его посвящает Тарасу
Шевченко.
Со временем Николай Рерих
берет на себя организацию вечеров
в академии, начатых по инициативе
М. Микешина, Д. Мордовцева и дру-
гих членов старой громады. Оформ-
ляет афиши, приглашения, ставит
живые картины по «Кобзарю».
Перед смертью М. Микешин
просит поехать молодого художника
в Канев на могилу Т. Шевченко и
передать «великий уклін Кобзарю».
Эту просьбу Николай Рерих испол-
няет в 1896 году, путешествуя по
Днепру - великим путем «из варяг
в греки».
На Украине Н. Рерих посещал
красочные ярмарки, слушал банду-
ристов, певучие украинские песни.
Все это оставило неизглади-
мый след в душе Н. Рериха. Уехав
в 1919 году в эмиграцию, к истокам
славянской культуры - вершинам
Гималаев, Николай Рерих не слу-
чайно увез в Индию «Кобзаря»
Т. Шевченко, который, по вос-
поминаниям, был одной из самых
любимых книг и часто читался на
семейном кругу.
Н. Рерих умер в 1947 году, оста-
вив свой Заповит «Красота спасет
мир».
У Шевченко и Рериха был свой
путь в искусстве, но было и много
общего в вопросах понимания исто-
рии, общечеловеческой морали.
Сегодня, когда по крупицам
собирается украинская история
Петербурга, важны все ее моменты,
особенно в той ее части, что, по об-
разному выражению Николая Рери-
ха, осталась «по-за историками».
95
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 94 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 96 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст