96
П
у
утешествие по Петербургу
К 90-лет ш со дня рождения
скульптора М .
Т
АмтовЧенко
О.
С. Савицкая, Ю . В. Мудрое
Петербург и вдохновляет, и
самым строгим образом экзаменует
любого ваятеля. Тем не менее не
будет большим преувеличением
сказать, что ряд работ, созданных
народным художником России,
членом-корреспондентом Рос-
сийской академии художеств Ма-
рией Тимофеевной Литовченко
(1917-2003), органично вошли в
скульптурное убранство города.
В искусстве скульптуры Ленин-
града-Петербурга она играла за-
метную роль. Высокая профессио-
нальная культура, следование клас-
сической традиции петербургского
искусства сделали ее произведения
уместными на площадях и улицах
великого города, в интерьерах его
зданий.
Знаменитые люди России -
Гавриил Державин и Александр
Пушкин, Василий Стасов и Варфо-
ломей Растрелли, Петр Чайковский
и Александр Попов, Лев Толстой и
Илья Репин, Александр Меншиков
и Федор Шаляпин, выдающиеся со-
временники - Константин Сергеев
и Алла Шелест, Анна Зеленова и
Юрий Васнецов, Алла Тарасова
и Ирина Архипова, Сергей Леме-
шев и Павел Серебряков входят в
портретную галерею, созданную
скульптором.
Мария Литовченко получила
замечательное профессиональное
образование во Всероссийской ака-
демии художеств, куда она поступи-
ла в 1937 году. Ее учителями были
такие мастера, как А. Т. Матвеев и
В. А. Синайский, воспитавшие сво-
их учеников в традициях русской
классической скульптуры.
Мария Тимофеевна - на ред-
кость требовательный к себе мастер.
Один вариант сменяется другим,
третьим. Даже когда образ найден,
скульптор порой прибегает к по-
вторению, оттачивая ту или иную
грань характера героя. Так было с
работой над образом А. С. Попо-
ва. В 1950 году в Ленинграде был
объявлен конкурс на создание па-
мятника замечательному ученому,
изобретателю радио. К исполнению
был принят проект скульптора
В. Я. Боголюбова, установленный в
сквере на Каменноостровском про-
спекте, но работа Литовченко по-
лучила высокую оценку. Портретное
сходство и глубина внутренней харак-
теристики были отмечены дочерью
А. С. Попова. И автор продолжила
работать над образом ученого.
Бюсты А. С. Попова работы
Литовченко были установлены в
1950-е годы в Москве и Ленинграде
(на Каменном острове), в Петродвор-
це и финском городе Котка. И всякий
раз не только материал - мрамор,
гранит или бронза - отличали их, но
то была и попытка нового пластиче-
ского решения, образная характери-
стика, раскрывавшая новые грани
личности. В этом цикле работ при-
влекает внимание монументальный
портрет Попова, экспонированный
в 1959 году в Нью-Йорке, на про-
мышленной выставке СССР.
Постамент черного дерева под-
нимал на семиметровую высоту
мощный (в три натуральные вели-
чины) бюст из серебристого метал-
ла. Литовченко сосредотачивала
внимание на лице. Чтобы отчетли-
вее воспринималась значительность
образа, скульптор разработал его в
крупных лаконичных формах: объем
ограничен основными плоскостями,
Попов предстает как человек ясного
ума, неисчерпаемой энергии, до кон-
ца преданный любимому делу.
Это умение со всей бережно-
стью сохранить личностную инди-
видуальность портретируемого, но
при этом выявить в его характере
черты общечеловеческие, объеди-
няет ученых и актеров, врачей и
художников, музыкантов и поэтов -
словом, героев Литовченко.
Но так уж случилось, что люби-
мыми моделями художницы стали
актеры. Это Н. К. Черкасов (1965) и
Н. К. Симонов (1973), Г. А. Товстоно-
гов (1970) и В. И. Стржельчик (1973),
Ю. В. Толубеев (1975), П. П. Кадочни-
ков (1977) и Б. А. Фрейндлих (1987),
B. А. Чернушенко (1994). Каждый
герой - личность сильная, вырази-
тельная, обладающая только ей при-
сущим талантом, талантом ярким, са-
мобытным, сугубо индивидуальным.
Однако есть нечто, объединяющее
этот цикл портретов. При лаконизме
композиционного пластического
решения, тяготеющего к классиче-
скому бюсту, Литовченко добивается
выразительной характеристики
внутреннего мира героя. Этот мир
необычайно сложен. Характер, ми-
роощущение конкретной личности
обогащены той печатью сыгранных,
а значит, пережитых судеб сцени-
ческих героев, которые становятся
плотью и кровью истинного артиста.
В этом их величие и гениальность,
но и некая неуловимость образа,
волнующая недосказанность.
М. Т Литовченко работала в раз-
ных скульптурных жанрах. При без-
условном преобладании портрета,
будь он монументальным или стан-
ковым, она, обращаясь к мемориаль-
ной пластике, много работала над
созданием памятников-надгробий.
На «Литераторских мостках» Вол-
кова кладбища-некрополя, где по-
коится прах выдающихся ученых,
художников, артистов, установлены
надгробия актерам Л. С. Вивьену
(1973), В. И. Чеснокову (1974),
C. П. Преображенской (1976).
Скульптор вновь обращалась к пор-
трету, но теперь уже рельефному, что
заставляет вспомнить классическую
надгробную скульптуру, традиции
которой восходят к XVIII веку. Бла-
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 95 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 97 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст