П
у
утешествие по Петербургу
Портрет артиста Н. К. Черкасова.
1965 г. Бронза
К. М. Сергеев
Портрет режиссера
Г А. Товстоногова.
1970г. Бронза
городное сочетание гранита стелы,
бронзы портретного изображения
несут в строгости пластического
решения настроения сдержанной
торжественности и драматизма,
глубокой печали.
С середины 1960-х годов она
работала над созданием мемо-
риального памятника на месте
уничтоженной в годы Великой
Отечественной войны деревни
Большое Заречье в Волосовском
районе Ленинградской области.
Трагедия произошла в октябре
1943 года, а в 1971-м память о не-
винных жертвах была увековечена
мемориалом. Литовченко рабо-
тала над монументом в творче-
ском содружестве с архитектором
Ф. А. Гепнером. Один вариант сме-
нялся другим, пока не было найде-
но решение, отвечавшее идейному
замыслу памятника.
Центром мемориала стала брон-
зовая фигура воина в развеваю-
щейся плащ-палатке. В одной руке
у него автомат, в другой - шапка,
снятая в знак молчаливой скорби.
Воля и решимость - определяющие
черты в характеристике этого об-
раза, но есть в нем и та открытость,
которая составляет одну из граней
настоящего характера русского
воина. За спиной солдата белеют
остовы печей - все, что осталось от
некогда красивой, большой дерев-
ни, утопавшей в яблоневом цвету.
Выразительность памятника - в
его ясной композиции, лишенной
всякой нарочитости. Но путь к
этому единственному решению как
всегда непрост.
Литовченко хорошо чувствовала
материал, его выразительные возмож-
ности, не ошибалась в выборе стиля
его обработки. Нетрудно заметить,
что мрамору и бронзе скульптор
отдает предпочтение, но в мелкой
пластике ею использовались дерево
и керамика, гипс и даже фарфор. В
последние годы жизни Мария Тимо-
феевна не часто обращалась к работе
в мелкой пластике, а в 1950-1960-е
годы этот вид скульптуры, дающий
возможность почувствовать вырази-
тельность позы фигуры, остроту того
или иного жеста, движения, необы-
чайно увлекал художницу. Интересны
«Птичница» (1939), «Индийская
девушка» (1957), «Суданец» (1957) и
великолепный «Риголетто» (1960) -
фарфоровая статуэтка, вдохновлен-
ная сценическим образом, созданным
Портрет искусствоведа
Ж. А. Моцулевич.
1965г. Гипс
А. С. Пушкин. Рельеф.
Гипс. 1955
К. В. Растрелли
97
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 96 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 98 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст