98
солистом оперы Кировского театра
К. А. Лаптевым.
Петербург взыскателен. И дале-
ко не каждому скульптору, тяготею-
щему к монументальной форме, уда-
ется найти свой образ, достойный
прекрасного города и способный
выдержать соседство с великими
ваятелями прошлого. Марии Тимо-
феевне Литовченко в главных своих
работах это удалось.
Памятник-бюст архитекто-
ру Василию Петровичу Стасову
М. Т. Литовченко в содружестве с
архитектором Ж. М. Вержбицким
был создан после их победы во
Всесоюзном конкурсе, в котором
участвовало 23 проекта. Памятник
сооружался в связи с 200-летием
выдающегося зодчего. Найти нуж-
ное решение было непросто, как и
отстоять свои позиции в сложной
конкурентной борьбе. Бюст был
установлен в 1969 году в сквере
перед Троицким (Измайловским)
собором - одним из самых значи-
тельных сооружений зодчего.
Поиск поэтического идеала
человека духовно богатого, мыс-
лящего, творческого находит свое
пластическое воплощение в портре-
те Стасова, как и позже в образах
Растрелли, Державина, Пушкина,
Попова, Савиной.
Мощная лепка лица с высоким
открытым лбом, выразительным
взглядом умных глаз дают почув-
ствовать напряжение творческой
мысли архитектора Стасова. Внеш-
няя простота, сдержанность пласти-
ческих форм не скрывают духовного
богатства образа, а находятся с ним
в полной гармонии.
Литовченко обладает удиви-
тельным чувством стиля. В каждом
определенном случае она безоши-
бочно находит ключ к раскрытию об-
раза, умеет правильно найти масштаб,
жест, отобрать нужные детали.
В ноябре 1991 года в Царском
Селе, у Большого Екатерининско-
го дворца, был открыт памятник
Варфоломею Растрелли, великому
создателю этого архитектурного
шедевра. Автор его - Литовченко,
архитектор - С. Л. Михайлов. Ма-
рия Тимофеевна нашла удачную
композицию, восходящую к класси-
ческому бюсту-портрету, известно-
му в России с XVIII века, а пышная
барочная архитектура дворца стала
не столько фоном памятнику, а как
бы его естественной средой.
Г Р. Державин
Портрет А. С. Тюнова.
1962 г. Бронза
Работая над памятником
Г. Р. Державину, Литовченко нашла
тип парадного портрета, который не
только доносил образ творческой
личности поэта, но и представлял
Державина государственным дея-
телем. Вдумчивый внимательный
взгляд в соединении с внутренней
собранностью, сосредоточенностью
позволял достичь нужной степени
выразительности. Памятник (архи-
тектор Ф. А. Гепнер) был установлен
в 1994 году в парадном дворе усадь-
бы на набережной Мойки, в которой
проживал Г. Р. Державин.
Год спустя был открыт памят-
ник Марии Гавриловне Савиной,
выдающейся русской актрисе и
благотворительнице. Бюст, из-
ваянный М. Т. Литовченко, был
установлен в парке Дома ветеранов
сцены, в том самом «убежище для
престарелых актеров», которое
было создано на средства прослав-
ленной актрисы. Выразительный
«оплечный» бюст обаятельной
женщины лишен каких бы то
ни было аксессуаров и деталей.
Выразительны миловидное и
одновременно благородное лицо,
аккуратная прическа. В решении
бюста все подчинено передаче
глубокого внутреннего мира пор-
третируемой.
Последней значительной ра-
ботой Марии Тимофеевны стал
бюст-памятник сподвижнику Пет-
ра I -Александру Даниловичу Мен-
шикову (архитектор - О. А. Бру-
нина). Он установлен в западном
курдонере Меншиковского дворца
на набережной Невы. Бюст выпол-
нен в стилистике барокко, однако
намеренно лишен свойственных
этому стилю пышности, торжествен-
ности и пластической динамики.
В историческом плане фигура
Меншикова до сих пор вызывает
разноречивые оценки. Получив
официальный заказ на портрет пер-
вого губернатора Санкт-Петербурга,
скульптор, создавая образ этого
государственного деятеля, явно не
желала давать ему однозначную
оценку, ни панегирическую, ни
критическую. Видимо, поэтому,
при высоких профессиональных
достоинствах исполнения, он
оставляет некоторое двойственное
впечатление.
Более шестидесяти лет профес-
сионально работала в скульптуре
Мария Тимофеевна Литовченко.
Это долгие годы труда, не только
связанные с творческими искания-
ми, но с большими (особенно для
женщины) физическими усилия-
ми, а самое главное - предельно
напряженные эмоционально. Как
актер переживает судьбы своих
героев, так и художник проникает
во внутренний мир, характер мо-
дели, что часто требует большой
отдачи собственных сил и чувств.
Счастливый характер Марии Тимо-
феевны, в котором деликатность и
внимательность к людям сочетались
с редкой доброжелательностью, по-
могали ей постичь природу челове-
ческой личности, а талант - найти
этому пластическое воплощение.
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 97 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст