у зе и П е т е р б у р га
1 0
1
августа 1918 года «Святогор»
вместе с ледоколом «Микула Селя-
нинович» был затоплен на фарвате-
ре Северной Двины для закрытия
пути в Архангельск англичанам.
Ледокол быстро подняли и угнали
в Англию вместе с «Микулой Се-
ляниновичем» как трофей.
Осенью 1919 года интервенты
увели «Святогор» в Англию, где
его продержали до 1922 года, когда
попавший в ледовый плен пароход
«Малыгин» (б. «Соловей Будимиро-
вич») был спасен мощным «Свято-
гором», прибывшим в Карское море
прямо из Англии. Ледокол удалось
вернуть благодаря усилиям посла в
Англии Л. Б. Красина (1870-1926)
и кораблестроителя А. Н. Крылова,
за 20 тыс. фунтов стерлингов в виде
компенсации.
27
сентября 1922 года «Свято-
гор» был возвращен, на него был
направлен русский экипаж, и зиму
того года он работал на Балтике.
В 1927 году ледокол переимено-
вали в «Красин».
Уже в 1924-1925 годах ледокол
обеспечивал работу судов, участво-
вавших в Карских экспедициях.
Дальнейшая судьба «Красина»
легендарна: он участвовал в спасе-
нии экипажа дирижабля Нобиле -
«Италия» и был удостоен за это ор-
дена Трудового Красного Знамени.
В 1928 году ледокол спас группу
участников экспедиции Нобиле и
спас от гибели пароход «Монте-
Сервантес», на борту которого
находилось 1500 пассажиров и 318
человек команды.
В 1929 году «Красин» - участ-
ник Карской экспедиции, в 1930
и 1931 годах опять ледокольные
проводки судов в Западном и Вос-
точном секторах Арктики.
«Красин» воевал в период Ве-
ликой Отечественной войны в
Арктике, после войны работал в
Восточном секторе. С 1951 года
передан в состав Северного, а затем
Мурманского пароходства.
Именно «Красин» послужил
прототипом для создания серии
отечественных паровых ледоколов
типа «И. Сталин» (впоследствии
«Сибирь») проекта 51.
Он имел солидные характери-
стики: длина по грузовой ватер-
линии - 96,9 м, ширина - 21,5 м,
осадка - 7,3 м, водоизмещение -
8750 т, мощность главной паровой
машины - 10 000 л. с.
Ледокол имеет четыре палу-
бы: верхнюю, жилую, главную и
нижнюю, а также платформу, рас-
положенную под нижней палубой
в оконечности судна. Жилая палуба
расположена в носовой и кормо-
вой частях корабля - эти участки
соединяются коридором, идущим
по правому борту.
На ледоколе десять водонепро-
ницаемых переборок, восемь из них
достигают верхней палубы. Пере-
борки создают отсеки:
- кормовой дифферентной
цистерны;
- кормового помещения для
запасов;
- отделение кормовой машины;
- отделение бортовых машин;
- котельное отделение № 4;
- котельное отделение № 3 и 7;
- котельное отделение № 2 и 8;
- котельное отделение № 1 и 9;
- носовая дифферентная ци-
стерна № 3;
- носовая дифферентная ци-
стерна № 2;
- носовая дифферентная ци-
стерна № 1.
Двойное дно простирает-
ся на протяжении всех машинно-
котельных отделений: высота его в
машинных отделениях - 1500 мм,
в котельных - 1220 мм. Вну-
тренний вертикальный киль: в
машинном отделении - 1500х13,
в котельных - 1220х15 мм, верх-
ние угольники 90х90х15, нижние
125х125х14 мм. Днищевых стрин-
геров - 3 с каждого борта в носовой
части, на остном протяжении - по
два. В районе машинных отделений
поставлены два добавочных стрин-
гера под крепления главных машин.
Листы толщиной 9,5-12,0 мм, верх-
ние угольники 100х90х12,7 мм, в
машинном отделении 125х90х12,7,
нижние 90х90х12,7 мм.
Скуловой стрингер поставлен
нормально к наружной обшивке,
толщина его 11,8-14,2 мм, верхний
и нижний угольники 100х100 мм.
Сплошные флоры толщиной
12.7 мм в котельных отделениях,
в остальной части 11 мм. Флоры в
оконечностях, лежащих вне двой-
ного дна, усилены, повышены и
утолщены. Верхние угольники флор
90х90 мм, а нижние 100х90х12,7 мм,
имеют «высадки» для плотного при-
легания днищевой обшивки и на-
стила двойного дна. Толщина листов
настила двойного дна 14,2 мм.
Борта ледокола наклонены к
диаметральной плоскости под углом
в 20°. Основные шпангоуты постав-
лены через 610 мм, с установкой
промежуточных шпангоутов на всем
протяжении ледокола. В средней
части и в корме основные шпангоу-
ты - углобульба 270х90х12,7 мм,
стоят от скулового стеингера до глав-
ной палубы и углобульбы 165х90х
11 мм от главной палубы до верхней.
Промежуточные шпангоуты идут от
скулы до главной палубы, в носовой
части она такого же размера, как
и основные: углобульбы 300х90х
12.7 мм с добавочным нижнем
угольником 90х90х12 мм, а от глав-
ной до верхней палубы углобульбы
165х80х11 мм. На протяжении носо-
вых дифферентных цистерн № 2 и 3
промежуточные шпангоуты постав-
лены также между главной и жилой
палубами, а от дифферентной ци-
стерны № 2 до форштевня - между
главной и верхней палубами. Размер
этих шпангоутов такой же, как и
основных в твиндечном районе.
Рамные шпангоуты в оконечностях
корпуса стоят через четыре шпации,
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 9 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст