у зе и П е т е р б у р га
1 4
лет участвовали в поисках восьми
оставшихся в живых воздухопла-
вателей. Семерых спас «Красин».
И обнаружил группу капитана Сора
на диком острове Фейн. Всех в один
день - долгий, святой и славный
день 12 июля 1928 года.
Первая «проба льда» показала
всему миру, что в России есть на-
стоящая полярная наука, что на-
ших мореходов и пилотов отличает
подлинное мастерство, мужество и
благородство.
Русская экспедиция соверши-
ла подвиги без шума, спокойно и
без жестов. В те же дни весь мир
смотрел на нас широко открытыми
глазами, потому что поход в Ар-
ктику пробудил в сердцах людей
самые возвышенные, самые лучшие
человеческие качества.
«Красин» шел курсом на Бель-
суни (Шпицберген), когда с борта
парохода «Монте-Сервантес» была
получена телеграмма от капитана
Мейера с просьбой оказать немед-
ленную помощь. Пришлось изме-
нить курс и срочно идти в Решербей,
куда прибыл «Монте-Сервантес» в
ожидании помощи. Как оказалось,
«Монте-Сервантес» был немецкий
грузо-пассажирский пароход по-
стройки 1927 года, грузоподъем-
ностью 14 000 т, с двумя мощными
дизелями по 4000 л. с., со скоростью
12 узлов, предназначавшийся для
работы на линии Европа - Южная
Америка. Но в тот год он совер-
шал первый рейс с пассажирами
к Шпицбергену. Капитан Мейер,
имея на борту полярного лоцмана,
не обладал опытом ледового пла-
вания, шел в битом льду не снижая
скорости и не учитывая того, что
арктические льдины плавают, имея
на поверхности примерно 1/8 над
водой, а остальные 7/8 скрыты под
водой, и естественно, опасны для
плавающих судов.
В результате «Монте-Серван-
тес» получил две пробоины по
правому борту размером 3,8х1,3 м
на глубине 3 м в носовой части, и
по левому борту трещину на стыке
двух листов наружной обшивки раз-
мером 3,0х1,2 м и две пробоины по
концам трещины с объемом около
квадратного фута каждая.
Водолазы с «Красина» Желудев
и Дмитриев обследовали подво-
дный корпус «Монте-Сервантеса».
Было решено заделать пробоины
стальными листами, снятыми с
машинного отделения «Красина».
Пробоины были заделаны настоль-
ко крепко, что «Монте-Сервантес»
мог продолжать свое плавание само-
стоятельно.
При расставании с «Красиным»
все 1500 пассажиров и 318 чело-
век команды высыпали на палубу.
Оркестр на «Монте-Сервантесе»
даже сыграл «Интернационал».
Под трехкратные гудки пароходы
расстались.
Красинцы выполнили свой ин-
тернациональный долг достойно.
За мужество и героизм во время
спасательных операций по спасе-
нию экспедиции Умберто Нобиле
группа членов экипажа ледокола
«Красин» была удостоена высоких
правительственных наград, в том
числе только что утвержденного ор-
дена Трудового Красного Знамени.
Этой же награды, одним из первых
отечественных судов, был удостоен
и ледокол «Красин».
После успешного завершения
арктического похода «Красин»
стал лидером ледокольного флота
страны.
8
октября 1928 года на торже-
ственном заседании в Большом
театре начальник экспедиции на
«Красине» Р. Л. Самойлович, под-
водя итоги плаваний, сказал: «.
..
Мы научились плавать в полярных
льдах и знали, каким образом нам
надо работать. Мы также знали,
что для осуществления нашей цели
единственным оружием является
ледокол. Этот ледокол по счастли-
вой случайности носил и носит имя
того человека - Леонида Борисови-
ча Красина, который после октябрь-
ского переворота облегчил работу
на Севере. И я думаю, что все мы,
и те, кто находится на командном
мостике, и тот кочегар, который при
температуре 60 градусов тепла под-
брасывал уголь в свои топки, - все
мы делали одинаково одно большое
гуманное и культурное дело».
Вклад красинцев в «гуманное и
культурное» был настолько велик и
весом, что участников экспедиции
начали приглашать на встречи де-
сятки российских городов, а один
разгневанный читатель обратился
в газету с требованием запретить
товарищам по спасательной экспе-
диции «ехать просвещать буржуев -
надо сначала в нашей стране сделать
побольше докладов о результате
спасения Нобиле.» Крестьяне села
Медное Тверской губернии просили
издать открытки и лубки о плавании
ледокола.
В 1929 году ледокол «Красин»
отправился с Балтики в Арктику
и возглавил там 10-ю Карскую
экспедицию. Особенностью экс-
педиции явилось то, что с этого
времени Карский морской путь пре-
вращался в освоенную магистраль.
В ней участвовало 26 транспортов,
перевозивших 173 тысячи тонн
экспортно-импортных грузов.
Карские морские экспедиции
стали впервые прибыльными.
Тому способствовала новая
организация работ ледокольного
флота, основанная на данных воз-
душной ледовой разведки. Ведущая
роль отводилась работе ледоколов:
проводку групп транспортных
судов (караванов) стал осущест-
влять линейный ледокол типа
«Красина». Появилось созданное
15 июня 1928 года при Наркомате
внешней и внутренней торговли а/о
«Комсеверопуть», которое стало за-
ниматься «.вывозом из местностей,
тяготеющих к Северному морскому
пути, тех видов экспорта, которые не
находят выхода на внешние рынки
другими путями или удорожаются
при вывозе по другим путям; раз-
вертыванием деятельности местных
ресурсов на экспорт, в частности
лесообрабатывающей промыш-
ленности, зверобойного дела, экс-
плуатации недр и рыбоконсервного
дела; всестороннего оборудования
СМ П.» «Комсеверопуть» создал
на реках Сибири новые судоверфи,
на морском побережье - зверобой-
ные фактории, имел собственные
заводы, речной и морской флот,
гидрографические экспедиции и
авиацию.
«Красин» стал лидером провод-
ки, оставляя на Западном секторе
СМП работать ледоколы «Ленин»
и «Ермак», а сам смещаясь для ра-
боты в Восточный сектор за пролив
Вилькицкого1.
Окончание следует
1
См.: Сибирцев Н., Итин В. Северный
морской путь и Карские экспедиции. Ново-
сибирск: Зап.-Сиб. краев. изд-во, 1936.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 13 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст