у зе и П е т е р б у р га
боевых действий, так и в послевоен-
ное время. Это работы художников
П. П. Шевченка (портрет Героя Со-
ветского Союза Ф. А. Смолячкова,
1942 г.), А. И. Заколдина («Бой на
Рижском заливе», 1941 г.), В. В. Па-
кулина и Н. И. Пильщикова («Таран
Т П. Харитонова», 1942-1943 гг.),
В. И. Малагиса («Торфяница Мо-
розова», 1943 г.), А. И. Серебряного
(его работа «Выступление А. А. Жда-
нова на заседании Верховного Совета
СССР 18 июля 1942 г., 1943-1944
гг.» впервые была представлена на
выставке, посвященной 60-летию по-
беды, «Великая.
.. Незабываемая.
..» в
ЦВЗ «Манеж»).
Произведения постсоветского
периода таких художников, как
В. И. Тюленев, И. А. Чайковский,
A. В. Терещенко отличаются фило-
софско- аналитическим подходом к
истории и современности. Работы
B. И. Тюленева - «Ленин в Горках»
и «Песни Гражданской войны» за-
ставляют по-иному взглянуть на,
казалось бы, известные до мелочей
события в истории страны, вместе с
художником задаться немым вопро-
сом о цене революции.
Одной из самых полных кол-
лекций в стране считается наша
музейная коллекция лубка начала
ХХ века, которая насчитывает свы-
ше 500 ед. хр.
Еще задолго до Октября 1917
года плакат-лубок, отличающийся
доходчивостью образного решения
и предназначенный для массового
распространения, как и собственно
плакат, выполнял роль идеологиче-
ского оружия государства. Листы
выполнены в разной графической
технике - ксилография, гравюра,
литография - как самодеятельны-
ми, так и высокопрофессиональны-
ми художниками: О. Шарлеманом,
Д. Моором, Ре-ми (Н. Ремизовым),
А. Апситом, В. Маяковским, К. Ма-
левичем и др.
Значительную и интересную
часть коллекции составляют пла-
каты и афиши периода Первой
мировой войны (свыше 5000 ед. хр.).
Печатные листы того периода одно-
временно воспитывали патриотизм
и поднимали важные социальные
вопросы общества. Были популяр-
ны плакаты с призывами о помощи
солдатам и их семьям «Помогите
инвалидам. Купите лотерейный
билет.»; благотворительные займы
нашли отражение в работах худож-
ников Б. Кустодиева, В. Сварога,
П. Бучкина, И. Владимирова. Все
плакаты, призывающие подпи-
сываться на военный заем, были
повторены в открытках. К ним
относятся и плакаты 1917 года,
изданные после Февральской рево-
люции, - «Самодержавный строй»
А. Радакова, «Забывчивый Нико-
лай» В. Маяковского.
Праздничные плакаты, по-
священные годовщине Велико-
го Октября, появились уже в
1918 году Это работы А. Апсита
«Год пролетарской диктатуры» и
П. Жилина «Да здравствует великая
годовщина пролетарской револю-
ции!». Обе эти работы интересны
и ценны тем, что положили начало
праздничному плакату, ставшему с
того времени традиционной, яркой
и общественнозначимой формой по-
литической агигации за построение
«царства Свободы и Труда». Худож-
ники А. Соколов, А. Самохвалов,
И. Симаков, М. Ушакова-Поскочина,
A. Веденеев наделили эти плакаты
большой действенной силой.
Героика и жертвенность Граж-
данской войны, идейная непреклон-
ность отличают плакаты 1918-1921
годов. Эти работы представлены
листами классиков политическо-
го плаката, таких как А. Радаков,
Н. Кочергин, В. Дени, Д. Моор,
Н. Когоут, А. Апсит. Более 3000 ед.
хр. являются образцами подлинного
плаката-трибуна, направляющего
волю и энергию народа на выполне-
ние боевых и трудовых задач. Очень
выразительную часть этой коллекции
составляют плакаты «Окна сатиры
РОСТа». Идея создания принадле-
жит художнику М. М. Черемных, и
этот новый вид агитационного искус-
ства сразу был оценен народом и мно-
гими видными художниками, в том
числе В. Маяковским, В. Лебедевым,
И. Малютиным, В. Козлинским,
B. Хвостенко-Хвостовым. К сожале-
нию, часть плакатов коллекции не
имеет авторства, они либо анонимны,
либо подписаны монограммами. Это
оставляет простор для поиска и ис-
следовательской работы.
Противоречивый, неоднознач-
ный период в истории нашей страны
- период 30-х годов ХХ века - на-
шел свое выражение в призывных
и злободневных плакатах, тесным
образом связанных с требованиями
и задачами первых пятилеток раз-
вития страны Советов. Строгий и
по-большевистски суровый плакат-
угроза передает удушающую атмос-
феру идеологического гнета, царив-
шую в обществе в годы политической
борьбы и сталинских репрессий.
Плакатов, посвященных этим
проблемам, в коллекции более 7000
ед. хр. В основном это работы ху-
дожников Н. Долгорукова, Г. Верей-
ского, А. Самохвалова, А. Венициа-
нова, В. Корецкого, А. Кокорекина,
Н. Ватолиной, Н. Денисова.
Особое место среди них за-
нимает законодатель новых худо-
жественных приемов и методов
изобразительного искусства в сфере
тиражированной графики Густав
Густавович Клуцис - один из соз-
дателей и пропагандистов метода
фотомонтажа. Его работы поража-
ют масштабностью, политической
остротой, композиционной смело-
стью и остроумием. Немногие ра-
боты, сохранившиеся в нашей кол-
лекции (9 ед. хр.), дают возможность
убедиться в их неординарности.
Испытанием для политиче-
ского плаката-трибуна стали годы
Великой Отечественной войны.
Боевитость, острая эмоциональная
и художественная выразительность,
призывность зазвучали тогда с не-
виданной силой. Имена художников
И. Тоидзе, Б. Ефимова, Н. Долгору-
кова, Кукрыниксов, Я. Голованова,
B. Корецкого, В. Серова, И. Сере-
бряного, М. Гордона, А. Казанцева
и многих других останутся навсегда
связаны с величием нашей Победы.
В музейной коллекции хранятся
трафаретные оттиски героических
и сатирических «Окон ТАСС» - до-
стойных преемников знаменитых
«Окон РОСТа» таких художников,
как П. Соколов-Скаля, А. И. Харшак,
C. Панкратов, П. Магнушевский,
В. Селиванов, Б. Лео, М. Черемных,
Т. Ксенофонтов, А. Флит и др.
Музею удалось собрать особо
интересную коллекцию плакатов
«Боевого карандаша», коллектив
которого трудился в необычайно
сложных условиях блокадного
Ленинграда. Из 103 номеров, вы-
пущенных в 1941-1944 годах этим
творческим коллективом, 93 пла-
ката хранятся в фондах музея. Это
работы художников ленинградской
графической школы И. Астапова,
В. Курдова, Н. Муратова, В. Гальба,
Н. Тырсы, И. Холодова, Г. Петрова.
Коллекция плаката военного пе-
риода насчитывает свыше 5000 ед. хр.
2 1
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 20 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст