у зе и П е т е р б у р га
2 2
Обширна и разнопланова кол-
лекция послевоенного плаката
(более 25 000 ед. хр.), отражающая
насущные проблемы и важнейшие
темы дня: восстановление разру-
шенного войной хозяйства, роль
и место женщины в СССР, союз
рабочих и крестьян, дружба народов
СССР, социалистическое соревно-
вание, наука, культура, международ-
ные отношения, гонка вооружений
и холодная война. Рассказы об
этих не столь отдаленных днях до-
несли до нас художники В. Иванов,
Б. Березовский, В. Викторов, О. Са-
востюк, Б. Успенский, В. Савченко,
В. Сачков, Г. Филиппов, Э. Арцру-
нян, М. Лукьянов, В. Островский,
М. Гетман, О. Масляков, Н. Бабин,
В. Брискин и многие другие.
Музейная коллекция включает
и зарубежный политический пла-
кат. Особую историческую значи-
мость имеют плакаты Испанской
республики, изданные в 1936-1937
годах в Мадриде и Барселоне, пла-
каты конца 1920-х годов МОПРа,
немецкие плакаты 1930-х годов,
кубинские - 1960-х годов. В состав
коллекции влились иностранные
плакаты, рассказывающие о событи-
ях в Афганистане, Ливане, Южной
Африке, Португалии. Растущие
международные связи музея позво-
лили пополнить коллекцию плаката-
ми Французского музея современной
истории (55 ед. хр.) - периодов Пер-
вой и Второй мировых войн.
Многообразна, злободневно-
современна, худож ественно-
индивидуальна коллекция работ
датского художника-коммуниста
Херлуфа Бидструпа, насчитываю-
щая свыше 360 ед. хр.
Новый взлет плакатного искус-
ства начался с середины 1980-х годов,
когда общественно-политический
строй страны переживал неверо-
ятно сложный, но и интересный
период - «перестройку». Перео-
смысление отечественной истории,
поддержка идей перестройки по-
зволили художникам-плакатистам
вновь ощутить силу своего оружия.
Свыше 700 ед. хр. составляет этот
массив, рассказывающий о времени
демократических преобразований, о
судьбах страны и людей, о переоцен-
ке ценностей и истин, казавшихся
незыблемыми.
Конец ХХ века резко ослабил
позиции тиражированного полити-
ческого плаката-трибуна. С началом
перестройки и демократических
преобразований в стране на первое
место вышел авторский политиче-
ский плакат.
По инициативе Ленинградско-
го фонда культуры в конце 1980-х
годов были проведены конкурсы-
выставки авторского плаката: «Со-
весть», «Плакат-Афоризм», «Пере-
стройка» и др. В плакатах того
времени ярко выделились два тема-
тических направления: поддержка
идей перестройки и переосмыс-
ление отечественной истории. По
этим направлениям художники
и представляли оригиналы своих
плакатов. Наиболее интересные
работы художников-плакатистов
были переданы на постоянное хра-
нение с полным авторским правом
в Музей политической истории
России, который является един-
ственным собственником самой
полной коллекции современного
авторского политического плаката.
Уникальность этой коллекции под-
тверждается устойчивым активным
интересом российских и зарубеж-
ных посетителей к музейным залам,
в которых экспонируется часть кол-
лекции авторского плаката. В них
остро звучат темы: «Ленин, КПСС
и перестройка», сталинизм, тотали-
таризм, сатира на Л. И. Брежнева,
Н. С. Хрущева, Б. Н. Ельцина, на
экономическую и продовольствен-
ную программы, поднимаются
проблемы социально-духовного
здоровья общества.
Художники-графики Н. Жу-
ков, М. Цветов, П. Капустин,
С. Вепрев, А. Фалдин получили ши-
рокое признание как в России, так
и за ее пределами благодаря своему
творчеству в жанре перестроечного
авторского плаката.
Коллекция авторской графики
насчитывает свыше 4000 единиц
гравюр, офортов и литографий. Из
наиболее ценных собраний коллек-
ции можно отметить эскизы празд-
ничного оформления Петрограда
к первой годовщине Октябрьской
революции, созданные художниками
различных стилевых направлений -
Д. П. Штеренбергом, М. В. Добу-
жинским, В. Д. Барановым-Россине,
Н. И. Альтманом, К. С. Петровым-
Водкиным, Б. М. Кустодиевым.
Прошлое и современность, люди
и события, ударные стройки и сель-
ское хозяйство, городские сюжеты и
места, связанные с жизнью и деятель-
ностью В. И. Ленина, молодежное
движение за мир - все это нашло
отражение в произведениях ленин-
градских художников, таких как
B. А. Ветрогонский, А. Б. Боровский,
A. С. Смирнов, Ф. Ф. Махонин,
C. М. Белый, В. А. Емельянов,
И. Н. Масленникова, В. М. Меньши-
ков, И. Г. Некрасов, Н. Н. Новосель-
ская, Пен Варлен и др.
В 2002 году музей впервые
столкнулся с новым источником
комплектования. Балтийская строи-
тельная компания приобрела и
передала в дар музею гравюры
известного мексиканского худож-
ника русского происхождения
B. Кибальчича (Влади) - «Спас на
крови» и «Памяти Троцкого № 3».
Потомок известного народовольца
Н. И. Кибальчича В. В. Влади в
12-летнем возрасте, находясь вме-
сте с отцом журналистом В. Сер-
жем в эмиграции, слышал и видел
Л. Д. Троцкого. Детские впечатле-
ния, усиленные трагической гибе-
лью Л. Д. Троцкого, воплотились в
этих работах с глубоким философ-
ским подтекстом, очень созвучным
нашему неспокойному времени.
Заканчивая краткую характери-
стику 100-летнего пути формирова-
ния коллекции, необходимо сказать,
что сегодня музейное собрание
- научно организовано, системати-
зировано по видам предметов в 15
фондовых коллекциях и насчиты-
вает около полумиллиона единиц
хранения. Коллекции размещены в
отреставрированных, просторных
фондохранилищах, оснащенных со-
временным оборудованием, имеют
компьютерную систему научно-
справочной базы данных, вклю-
чающую базу видео-графических
изображений коллекций.
Новые политические, эконо-
мические и социальные условия
России ХХ1 века во многом из-
менили спектр и содержание со-
циальных функций современного
музея. Изменилась и социальная
миссия музея. Формирование по-
литической культуры общества
стало насущным требованием со-
временности. Только эффективное
использование хранящегося в
фондах музея культурного и исто-
рического наследия, являющегося
частью национального достояния,
будет способствовать созданию
политкорректного и открытого к
диалогу общества.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 21 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст