П
,
р и го р о д ы
ДаЧи стиля модерн в Сестрореуке
и его окрестностях
Курзал Сестрорецкого курорта
Е. Л. Александрова, В. М . Федоров
В начале ХХ века волна «дачно-
го бума», возникшего в 1830-е годы
на северных окраинах российской
столицы, в Лесном и Новой Дерев-
не, и охватившего к 1870-м годам
еще более северные территории
Парголова (включая будущие райо-
ны Шувалова-Озерков) и Мурина,
дошла до северного побережья Не-
вской губы Финского залива.
Особенно модной и популярной
стала местность северного побережья
Финского залива после проведения в
середине 1890-х годов Приморской
железной дороги, соединившей При-
морский вокзал в Новой Деревне с
Курортом, выросшим вокруг города
оружейников Сестрорецка, осно-
ванного Петром I вблизи старинного
поселения Систербек. Проводившая-
ся там ярмарка, конкурировавшая с
выборгской, впервые упоминалась
в документах 1643 года.
В начале ХХ века в Петербурге
появились постройки нового архи-
тектурного стиля - модерн. Этот
стиль, для которого было характер-
но неразрывное единство функцио-
нального назначения здания и его
конструкции, за два десятилетия
своего существования прошел не-
сколько этапов: от раннего (конец
1890-х - начало ХХ века), тяготев-
шего к композициям 1860-1870-х
годов, до позднего, приближавше-
гося по архитектурным формам
и простоте оформления фасадов
к конструктивизму, сменившему
модерн в 1920-е годы. Для ран-
них построек модерна характерны
фасадные декорации с текучими
растительными орнаментами (вен-
ский модерн) или большие объемы
с большими плоскостями стен и
подчеркнуто запоминающимися
силуэтами крыш с башнями различ-
ных форм и высоты, свойственные
архитектуре скандинавских стран
(северный модерн), а также худо-
жественно переосмысленные реми-
несценции предшествующих исто-
рических стилей (готики, барокко,
классицизма). Основополагающим
принципом модерна была функцио-
нальность, максимальное сближе-
ние функционального назначения
здания и его конструкции. Отсюда
и декоративность модерна имела два
аспекта: первый - подчеркивание
функциональных и конструктивных
особенностей и элементов соору-
жения, второй - просто декоратив-
ность, бесполезная декорация. В
этом случае на гладкую поверхность
стены просто накладывали стилизо-
ванный растительный орнамент из
мягких текучих изогнутых линий
или цветочные гирлянды, также
стилизованные, с изогнутыми ли-
ниями. Этими приемами зодчие
модерна пытались выразить протест
против монотонности декора пред-
шествовавшего стиля эклектики,
также зачастую обращавшегося к
формам предшествовавших стилей
(исторический ретроспективизм),
причем в оформлении декора они
часто учитывали особенности стро-
ительного материала и его свойства,
особенно дерева, широко исполь-
зовавшегося в загородном дачном
строительстве.
Дачи, возникшие в окрестно-
стях Петербурга в тот период, строи-
лись обычно в господствовавшем в
то время стиле модерн. Загородное
строительство по сравнению с город-
ским имело ряд преимуществ. Это,
в первую очередь, большая свобода
для творчества, поскольку дома, сто-
явшие на большом расстоянии друг
от друга, не требовалось объединять
в ансамбли и учитывать специфику
ранее возведенных зданий. Кро-
ме того, дачи были обычно дере-
вянные, что позволяло выбирать
объемно-пластические решения,
приближенные к свойствам этого
материала, и создавать сельские
постройки, приближенные к при-
роде и окружающему ландшафту.
Таким образом достигалась главная
цель - обеспечение комфортности
и целесообразности организации
среды обитания в сочетании с ху-
дожественными, гигиеническими
и техническими требованиями, а
для дачных построек - еще и сбли-
жение их с окружающим сельским
ландшафтом.
Если о дачных постройках того
времени, находящихся ближе к сто-
лице, в Ольгине и Владимировке,
возникших в 1907 году как дачные
2 5
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 24 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст