П
р
р и го р о д ы
Дача Клячко
шей столицы дают здания вокзалов
станций Шувалово, Парголово, Ле-
вашово, Удельная и Ланская Фин-
ляндской железной дороги, возве-
денные в стиле северного модерна4
в 1898-1915 годах финским ар-
хитектором Бруно Гранхольмом
(1857-1930), переработавшим на-
циональные мотивы финской ар-
хитектуры применительно к функ-
циональному назначению зданий
вокзалов. Представление о другом
направлении модерна - «древнерус-
ском стиле», обращавшемся к тра-
дициям старинного русского зодче-
ства, дают одноглавый приземистый
каменный собор св. апостолов Петра
и Павла, сооруженный в 1912-1914
годах в Дибунах (Ключевая ул., 1-5,
в 1933 году переоборудован под
склад, с 1995 г. вновь действует) по
проекту архитектора А. П. Аплаксина
с использованием элементов новго-
родского древнерусского зодчества
Х1-Х11 веков с мощными суровыми
мало декорированными стенами,
а также совершенно иной по фор-
мам, но тоже с чертами русского на-
ционального стиля XVI-XVП веков
деревянный шатровый храм св. Пре-
подобного Серафима Саровского Об-
щества распространения религиозно-
нравственного просвещения в духе
православной церкви, сооруженный
в 1904 году по проекту архитекторов
И. Т Соколова и В. В. Сарандинаки на
станции Графская (ныне - Песочная).
В 1939 году он был переоборудован
под клуб, а с 1991 года - действует. В
этих двух находящихся неподалеку
церквях архитекторами модерна,
обратившимися к древнерусскому
зодчеству, по-разному представлены
и переосмыслены основные черты,
типичные для старинных русских
храмов. К периоду модерна относится
и строительство храмов вблизи Се-
строрецка: в Горской - церкви Спаса
Нерукотворного образа, сооружен-
ной в 1899 году (снесена в 1933 г.),
и Тарховке - деревянная небольшая
церковь Пантелеймона Целителя и
св. преподобного Александра Кон-
стантинопольского, возведенная в
1905-1906 годах архитектором мо-
дерна Евгением Львовичем Морозо-
вым (1861-?), построившим позднее
в Петербурге на Кронверкском пр.
(пр. М. Горького, 23, 1911-1912 гг.)
доходный дом Е. К. Барсовой5. О сти-
ле же загородных особняков того пе-
риода дают представление сохранив-
шиеся дом владельцев Лахтинского
имения графов Стенбок-Ферморов
- так называемый «Охотничий за-
мок», сооруженный архитектором
А. И. Кузнецовым (1865 - после 1917)
в формах средневекового замка с
использованием элементов барокко,
и дача Агафона Фаберже - пред-
ставителя известной ювелирной
фирмы Карла Фаберже6, возведен-
ная в Левашове (Песочное шоссе,
14)
в 1899-1910 годах гражданским
инженером, архитектором Р. А. Бер-
зеном (1869-1958)7 в стиле модерн
с элементами неоклассицизма, при-
шедшего на смену модерну.
Итак, толчком к дачному строи-
тельству на побережье Финского за-
лива послужило строительство При-
морского вокзала в Новой Деревне
и железной дороги, совпавшее по
времени с началом периода модерна.
Идея сооружения железной дороги
через Новую деревню существовала
еще в 1860-х годах, после ввода в
действие Николаевской железной
дороги в Москву. Правда, дорогу,
начинавшуюся, по проекту, с 3-й
линии Васильевского острова, где в
районе современного Румянцевско-
го садика планировали построить
вокзал, собирались проложить не
к заливу, а в направлении будущей
Озерковской ветки. Дорога должна
была проходить по Петербургской
Крыльцо дачи Клячко
2 7
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 26 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст