стороне, Каменному острову, через
Новую деревню и владения Лан-
ских, пересечь Старо-Парголовский
проспект и Муринскую дорогу в
направлении Мурина и Токсова. Од-
нако министерству внутренних дел
не удалось согласовать план строи-
тельства с владельцами земель, где
должна была пройти дорога, и идея
не была осуществлена.
Через 30 лет началось соо-
ружение современной Примор-
ской железной дороги. Начало
дороге было положено предложе-
нием гласного городской думы,
директора-распорядителя Невской
конно-железной дороги, отставно-
го поручика инженера-механика
Петра Александровича Авенариуса
(1843-1909) о прокладке конно-
железной дороги по северному
побережью Финского залива, вы-
сказанное им на заседании город-
ской думы в 1885 году. Основанием
для высказанного предложения
послужило то, что с 1 января 1886
года планировалось закрытие Се-
строрецкой ветки Финляндской
железной дороги, основанной в
1873 году жителем Сестрорецка
М. И. Миллером и использовавшей
построенную в 1872 году ветку,
соединявшую станцию Белоостров
той дороги с портом в Сестрорецкой
бухте, и использовавшейся перво-
начально для подвоза грузов на
Сестрорецкий оружейный завод.
Конно-железная дорога (протяжен-
ностью 23 версты), которая должна
была быть проложена за 2 года и
3 месяца по землям крестьян Новой
и Старой Деревень, не была построе-
на, и Авенариус выступил с новым
предложением о строительстве же-
лезной дороги по побережью.
Проект новой дороги был утверж-
ден императором Николаем II на его
яхте «Полярная зведза» в Балтий-
ском море 29 июля 1892 года8. Со-
р и го р о д ы
гласно резолюции императора было
«разрешено устройство железной
дороги для перевозки пассажиров
и грузов между Санкт-Петербургом
и Сестрорецком (протяженностью
25 верст) с ветвями: к Озеркам (6
верст) и пристани на Лисьем Носу
(3 версты, отходившей на 16-й
версте основной дороги), так что
общая протяженность дороги была
не более 36 верст». Условия эксплуа-
тации предписывали строительство
дороги с колеей шириной в 5 футов
(152,4 см), для чего дамбу между
Старой Деревней и Лахтой требо-
валось расширить до 4 саженей, а
через Лахтинский залив построить
деревянный мост.
Приморская дорога заканчива-
лась первоначально у возникшего
в конце XIX века лечебного ком-
плекса «Сестрорецкий курорт», к
которому еще после сооружения
Финляндской железной дороги была
проведена Белоостровская ветка к
Сестрорецкому оружейному заводу.
В 1898 году по ходатайству строи-
теля Приморской дороги инженера
П. А. Авенариуса правительство
утвердило предложение о строитель-
стве зданий Сестрорецкого курорта.
Для него в 3 верстах от Сестрорецка,
на берегу залива (между рекой Се-
строй и берегом залива), министер-
ство земледелия и государственных
имуществ отвело Обществу Примор-
ской железной дороги 54,5 десятины9
прибрежного соснового бора с усло-
вием, чтобы Общество выстроило
там для столичной аристократии
курорт. Он торжественно открылся
7 июня 1900 года. У входа на тер-
риторию Курорта была возведена
арка, сохранившаяся до наших дней,
с указанием года основания Курорта
- 1898-й. К 1900 году было построено
водолечебное заведение (институт
физических методов лечения) с
водонапорной башней и бассейном,
гостиница-пансионат на берегу за-
лива, курзал, «образцовые» купальни
и служебные помещения. Здание Ку-
рорта (водолечебного заведения), по-
строенное в 1900 году в стиле модерн
по проекту архитектора Владимира
Николаевича Пясецкого (1868-?),
было оборудовано по последнему
слову современной техники. То была
его первая постройка, принесшая
ему известность. Затем он работал
в Петербурге, где по его проектам
были возведены дома 33 и 35 на
10-й линии Васильевского острова
(1903), новое здание Бестужевских
курсов на Васильевском острове,
дом 35 на Рузовской ул. (1911).
В дома было проведено электри-
чество, в грязелечебнице исполь-
зовали местные грязи из Гладкого
болота вблизи Сестрорецка и при-
возные из Италии и Мертвого моря.
Там располагался самый большой
в России бассейн - длиной 20 м и
глубиной до 3 м. В парке возвели
отдельное лечебное здание «Лесной
санатории». На берегу залива, куда
от здания Курорта вела широкая
аллея с гранитными вазами по сто-
ронам, был поставлен памятник Пе-
тру Великому в виде саардамского
плотника. В год открытия Курорта, в
1900 году, столичные газеты писали
о нем: «Среди сосен парка стоит
громадное каменное здание - это
Институт физических методов ле-
чения, последнее слово медицины и
строительного искусства. Здесь рас-
полагаются: лаборатория, аппараты
для приготовления искусственных
минеральных вод, души высокого и
переменного давления, ванны. Зал
для грязевых обертывания и оку-
тываний, грязевые ванны, кабинеты
светолечения, электролечения и
ингаляций, русские и паровые бани,
гимнастический зал»10.
Продолжение следует
2 8
1
Михайлов В. Н. Лахта. СПб., 2000. 412 с.; Лисий Нос: исторический очерк. СПб., 2001. 210 с.
2
Мусаев В. И. Русские дачи на Карельском перешейке конца XIX - начала XX вв. / / История Петербурга. 2005. № 4 (26). С. 43-47;
Балашов Е. А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. СПб., 1996. Ч. 1. 182 с.
3 Свешникова В. Н. Линия Рихимяки-Петербург Финляндской железной дороги / / Памятники истории и культуры Санкт-
Петербурга. СПб., 1994. С. 31-47.
4 Кобак А. В. Ансамблю за окнами электрички / / Лен. панорама. 1988. № 1. С. 34-36.
5 Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и дачи. СПб., 2003. 512 с.
6 Александрова Е. Л. Осиновая Роща / / Ист. Петербурга. 2005. № 6 (28). С. 37-42.
7 После окончания Института гражданских инженеров работал в Технико-строительном комитете. Из известных его построек в
Петербурге можно указать здание Тенишевского училища на Моховой, 33, и строительство Библиотеки Академии наук на Васильев-
ском острове по проекту Марфельда.
8 Условия постройки и эксплуатации Приморской железной дороги министерства путей сообщения. СПб., 1892. 23 с.
9 ГИАЛО. Ф. 256. Оп. 33. Д. 366; Ф. 1290. Оп. 1. Д. 590. Л. 75.
10 С.-Петербург. ведомости, 1900. № 7.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 27 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст