П
.
етербуржцы и петербурженки
гии В. А. Пашков был совершенно
равнодушен, а в вопросах канони-
ческих по-детски невежествен; о
набожности никогда не зарождалось
и мыслей в голове В. А. Пашкова,
страстного охотника, любителя тан-
цев, балов, крупного игрока в карты
и лихого наездника».
Хотя Пашков и был по натуре
человеком благородным, способным
к возвышенным чувствам и поступ-
кам, однако никакой склонности
к размышлениям над духовно-
религиозными проблемами в нем
не обнаруживалось. Он скептически
относился к тому повышенному
интересу, какой питали к пропове-
дям английского миссионера лорда
Г. Редстока его жена Александра
Ивановна и ее сестра генеральша
Е. И. Черткова. В глазах полковни-
ка Редсток был «бессмысленным
болтуном», не заслужившим траты
времени на выслушивание его раз-
глагольствований.
Но случилось неожиданное.
Однажды Пашков, вернувшись из
Москвы, застал Редстока у себя
дома, за обедом. Избегнуть обще-
ния оказалось невозможно. Шел
разговор о Христе. А когда обед за-
кончился и все перешли в гостиную,
то Редсток предложил всем вместе
помолиться и встал на колени. Паш-
кову не оставалось ничего другого,
как присоединиться к присутствую-
щим. Впоследствии он вспоминал,
что именно тогда, во время молитвы,
ему впервые довелось прочувствовать
на себе действие Бога, пробудившего
его дремлющую душу и совесть. В
него проникло не только сознание
того, что зло пребывает в глубинах его
существа, что он опутан множеством
грехов, но и желание освободиться от
этого темного, гибельного груза. Ему
открылось, что своими силами ему
не избавиться от грехов, а только с
помощью Бога. Только через Христа,
протягивающего ему руку помощи
и обещающего не вспоминать его
прегрешений, он сможет обновить
свою внутреннюю и внешнюю жизнь.
Он ощутил в своем сердце горячее
желание покаяться, освободиться от
власти греха, начать новую жизнь,
посвятить служению Христу всего
себя, все свои силы и средства. Это
он и сделал.
Так произошло духовное воз-
рождение Василия Александровича
Пашкова, ставшего после покаяния
совершенно другим человеком.
Лорд Редсток
Поразительные изменения,
произошедшие с душой и лич-
ностью полковника, не могли не
удивлять всех, кто его знал. Он
изменился до неузнаваемости,
стал другим человеком, совершен-
но не похожим на прежнего. Вот
как характеризовал этого нового
Пашкова его друг М. М. Корф:
«Василий Александрович Пашков
получил высшее образование, но
религиозные вопросы его совер-
шенно не интересовали. Он даже
уезжал из Петербурга в Москву,
чтобы только не быть втянутым в
общий круг верующих. Духовное
пробуждение коснулось его жены,
Александры Ивановны, а еще
раньше его свояченицы, Чертковой
Елизаветы Ивановны. Кругом горел
огонь духовного пробуждения. На-
конец, и сам В. А. Пашков был слом-
лен ясными доводами уверовавших,
указаниями Священного Писания.
..
Он был человек молитвы. Несмотря
на то, что он имел огромную пере-
писку, посещал больных, тюрьмы,
устраивал собрания, ложился позд-
но, но, вставая рано утром, все же по
два часа проводил в чтении Слова
Божьего и молитве. Скромность
и самоотвержение выделяли его
из среды остальных верующих.
Он пользовался уважением от всех
знающих его. Даже К. П. Победо-
носцев, по настоянию которого
он был выслан из России, уважал
его. И когда однажды встретил его
за границей, даже обнял его, хотя
и считал его опасным человеком
для православной России. В боль-
ницах, тюрьмах и между бедными
его деятельность протекала без
устали».
Евангелизационная
и благотворительная
деятельность
После обращения Пашкова
его огромный дом на Выборгской
стороне стал местом проведения
регулярных молитвенных собраний.
Он охотно свидетельствовал о своем
духовном возрождении. Отставной
полковник оказался незаурядным
организатором. Его яркая личность
и открывшийся дар проповедниче-
ства притягивали к нему людей. Эти
собрания привлекали все больше
интересующихся. В иные дни двор-
цовые залы особняков Пашкова,
предназначенные для великосвет-
ских балов, вмещали до полутора
тысяч человек.
В 1875 году Пашков начал из-
давать еженедельный духовный
журнал «Русский рабочий», кото-
рый просуществовал 11 лет, вплоть
до 1885 года. В нем публиковались
статьи, в которых ясно и доходчиво
раскрывался смысл библейских
истин.
В 1876 году Пашков вместе с
бароном М. М. Корфом основали
«Общество поощрения духовно-
нравственного чтения». Его членами
стали возрожденные христиане. Оно
начало издавать и распространять
по всей России переводные бро-
шюры евангельского содержания.
Вышли в свет около двухсот наиме-
нований брошюр, в том числе такие,
как «Мытарь и фарисей», «Сегодня
или никогда!», «Истинная радость»,
«Что вы думаете о Христе?», «Два
слова о Библии». Были переизда-
ны известные книги Дж Буньяна
«Путешествие пилигрима» и «Ду-
ховная война». В свое время они
произвели сильное впечатление на
А. С. Пушкина, который в стихотво-
рении «Странник» дал поэтическое
изложение первой главы «Путе-
шествия пилигрима». Издавались
также духовные сочинения право-
славных писателей - Тихона Во-
ронежского, митрополита Михаила
и др. В 1882 году по инициативе
Пашкова и на его средства была
издана русская Библия в канони-
ческом составе.
Эта христианская литература
пользовалась огромной популяр-
ностью. В самых разных уголках
России можно было встретить
книгонош, предлагающих всем
желающим Новый Завет и брошю-
4 5
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 44 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст