П
.
етербуржцы и петербурженки
4 6
ры религиозного содержания. За
восемь лет существования обще-
ства тираж изданных Пашковым
книг и брошюр достиг нескольких
миллионов. Всю деятельность по
их изданию и распространению
он финансировал из своих личных
средств.
Издателям приходилось прео-
долевать значительные трудности
и препятствия, которые чинила им
церковная цензура. Православные
цензоры постоянно выдвигали
одно и то же возражение, которое
состояло в том, что содержание
брошюр излагает учение М. Люте-
ра и может нанести духовный урон
русскому православию. Пашков и
Корф утверждали в ответ, что их
книги основываются на Священ-
ном Писании и потому не пред-
ставляют никакой опасности для
православия.
Пашков умело сочетал еванге-
лизационную деятельность с благо-
творительной. Он открыл в своем
доме на Выборгской стороне студен-
ческую столовую. Посещавшие ее
студенты и бедняки получали книги
Нового Завета и брошюры, пригла-
шались на молитвенные собрания.
Желающие могли послушать чтеца,
который в столовой вслух читал
Евангелие. Здесь же можно было
получить ответы на вопросы, касаю-
щиеся Священного Писания.
Сам Пашков часто посещал
чайные и трактиры, где вступал в
духовные беседы с посетителями.
Его часто видели в тюрьмах и боль-
ницах, где он старался помогать
заключенным как материально, так
и духовно. В лазаретных беседах с
умирающими он уверял их, что к
каждому, кто признал свою вино-
вность, покаялся и призвал Христа,
непосредственно относятся слова
Спасителя, сказанные Им на кресте
распятому рядом с Ним и покаявше-
муся разбойнику: «Ныне же будешь
со Мною в раю».
Пашков растратил значитель-
ную часть своего большого состоя-
ния на благотворительную деятель-
ность. Он помогал материально
нуждающимся студентам и стал
фактическим основателем движе-
ния, которое позднее оформилось
как РХСД - Российское христи-
анское студенческое движение. В
своих имениях он строил школы, от-
крывал столовые для бедных, дома
для престарелых и сирот и содержал
все это на свои средства.
Репрессивная реакция
правительства на
деятельность Пашкова
Евангелизационная деятель-
ность Пашкова постепенно приоб-
ретала всероссийские масштабы.
Его многочисленные имения, раз-
бросанные по разным российским
губерниям, стали местами, где мож-
но было услышать евангельскую
проповедь. На Дону он купил земли,
на которых могли бы обосноваться
новые общины евангельских верую-
щих. В Севастополе его усилиями
были открыты мастерские для тех,
в ком он видел своих братьев во
Христе. В 1882 году он отправил
И. В. Каргеля, одного из будущих
лидеров евангельского движения в
России ХХ века, в Болгарию, чтобы
тот основал там общины евангель-
ских христиан.
Власти занимали поначалу
выжидательную позицию, ограни-
чиваясь наблюдением за деятельно-
стью Пашкова. Так, нижегородский
губернатор сообщал министру
внутренних дел о том, что «пол-
ковник Пашков, приезжая в летнее
время в свое имение месяца на три
или четыре, с 1876 года занимается
чтением народу Евангелия. После
каждого чтения, а в селе Ветошки-
не - постоянно, раздавались народу
бесплатно книжки, Евангелие и раз-
ные брошюры и картинки; народа на
чтениях собиралось много».
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 45 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст