П.
етербуржцы и петербурженки
Активная деятельность Паш-
кова встревожила православных
иерархов, Синод и его главу К. П. По-
бедоносцева, который еще в 1880 году
докладывал Александру II об особой
опасности Пашкова тем, что он заво-
дит новый раскол с севера, из столи-
цы, из среды высшего сословия и
правительственной интеллигенции.
Этот раскол, подчеркивал Победо-
носцев, движется навстречу идущей
с юго-запада штунде, возникшей в
крестьянской среде.
Та реакция, которую обнару-
жило правительство в ответ на
распространение евангельских
умонастроений среди знатных
петербуржцев, а затем и простолю-
динов, обрела в конечном счете су-
губо отрицательный характер. В мае
1881 г. К. П. Победоносцев писал в
своей докладной записке только что
занявшему престол Александру Ш:
«Последователь Редстока, господин
Пашков начал здесь проповедовать
на родном языке. Вначале господин
Пашков ограничивался проповедью
в среде знакомых дам и мужчин из
светского общества. Но вскоре он
перенес ее в сферу простого народа.
Он стал появляться в известных
дворах и тому подобных сборных
притонах рабочего населения: наш
народ, который особенно слушает
все божественное, собирается на эти
проповеди во множестве. Пашков
раздавал народу книжки, переведен-
ные с иностранного языка и состав-
ленные в узком духе редстоковской
секты. В нынешнем году собрания у
Пашкова достигли уже значитель-
ных размеров, которые разраста-
ются еженедельно. Кроме выездов
на извозчичьи дворы, раз или два
в неделю отворяет великосветские
залы своего дома для молитвенных
собраний, на которые собираются
все, кому угодно, от большого света
до последнего рабочего. Залы ста-
новятся уже тесны для собраний: в
прошлое воскресенье было там не
менее 1500 человек всякого звания.
Пашков ввел у себя особый молит-
венный порядок по протестантско-
му образцу».
Вскоре последовал ряд огра-
ничительных акций. Большие мо-
литвенные собрания в особняках
В. А. Пашкова, А. П. Бобринско-
го, М. М. Корфа, Н. Ф. Ливен,
В. Ф. Гагариной, Е. И. Чертковой, в
которых участвовали тысячи чело-
век, были запрещены. За Пашковым
и Корфом, а также еще некоторыми
наиболее активными евангельски-
ми христианами был установлен
тайный надзор полиции. Благо-
творительные швейные мастерские
были закрыты. В мае 1884 года был
наложен запрет на дальнейшее су-
ществование «Общества поощрения
духовно-нравственного чтения».
В 1884 году по инициативе
Пашкова был организован съезд
евангельских христиан. Он дол-
жен был носить объединительный
характер, и в нем предполагалось
участие представителей нескольких
деноминаций - как «пашковцев»,
так и молокан, духоборцев, штун-
дистов, баптистов, меннонитов,
пресвитерианцев. Василий Алек-
сандрович надеялся, что российские
евангельские верующие из разных
губерний смогут на съезде лучше
познакомиться, объединиться и за-
тем совместно работать.
В марте 1884 года Пашков и
Корф разослали по всей стране
приглашения. И хотя были пригла-
шены почти четыреста делегатов,
но приехать смогли меньше ста
человек. Пашков взял на себя все
материальные расходы, снял для
проживания участников большую
гостиницу, оплатил проезд и про-
живание в Петербурге тем, кто
нуждался в этом. Среди приехавших
большинство составляли крестьяне
и рабочие из российской провин-
ции. Их особенно поразило то, что
4 7
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 46 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст