П.
етербуржцы и петербурженки
Б
е
г у
щ
а
я
по (Волнам
Памяти петербургского скульптора
Татьяны Гагариной
Н. А. Нарышкина-Прокудина-Горская
Татьяна Гагарина - художница,
получившая известность и при-
знание как мастер-прикладник. Ее
произведения часто появлялись на
выставках. Пластически вырази-
тельные, иногда с мягким юмором,
они пользовались спросом в Лавке
художника, что на Невском про-
спекте. В них всегда обыгрывался
материал, фактура, чувствовалось
внутреннее напряжение, скрытая
динамика вещи.
Татьяна была щедро одарена:
писала стихи, любила и знала музыку.
Мягкая, деликатная, обладала под-
линным талантом человечности.
В ее творчестве нередко звучали
древнекрымские, киммерийские мо-
тивы. Художница и поэтесса Татьяна
Гагарина, как некогда Максимилиан
Волошин, сумела связать своим
творчеством, а также своим чело-
веческим призванием историко-
художественные традиции и Се-
верной Пальмиры, и солнечной
Киммерии.
Познакомились мы с Татьяной
в Крыму, в городе Старый Крым,
на кладбище, где похоронен Алек-
сандр Грин, талантливый писатель,
живший в мире своих прекрасных
фантазий. Мы внезапно увидели
как будто летящую по воздуху,
едва касаясь гребней волн, фи-
гуру Фрези Грант. Мы стояли
и смотрели на Фрези, закинув
головы, потому что она «бежала»
высоко над нами на фоне синего
неба и зеленых ветвей старого
кладбища. Нам стало казаться,
что и этот скульптурный образ
вылеплен самим писателем. Но не
писатель, а она, Татьяна Гагарина,
бывшая ученица Старокрымской
школы, окончив Петербургскую
академию художеств, создала этот
замечательный памятник. Создала
и подарила его родному городу -
Старому Крыму.
У Татьяны Гагариной были
большие творческие планы. Ей хо-
телось заняться иллюстрированием
произведений Пушкина. Пушкин и
Крым - ее, гагаринская тема. Она
думала об иллюстрациях к «Бахчи-
сарайскому фонтану», «Цыганам».
Но говорила: «Страшно браться»,
потому что над оформлением из-
даний Пушкина работали такие
выдающиеся мастера классики
иллюстраций, как Добужинский,
Бенуа, Кузьмин, Фаворский и дру-
гие. Одним из самых первых иллю-
страторов сочинений Пушкина был
князь Г. Гагарин, добрый знакомец и
друг великого поэта.
Татьяна упорно искала соб-
ственное решение пушкинских ил-
люстраций, ей казалось, что важно
им сообщить крымский колорит.
Особенно ее привлекала женская
тема и в жизни и творчестве Пуш-
кина - тема любви, верности и само-
отречения. Она представляла себе
облик Татьяны Лариной, а также
графини Е. К. Воронцовой с едва
заметным лукавством поднявшей
брови. Приезжая летом в Крым,
Татьяна Гагарина часто бывала в
Алупкинском дворце Воронцовых,
где, ей казалось, витал дух Пушкина.
В первую очередь она была скуль-
птором, поэтому «брала на пробу»
пластические обьемы, лепила, ис-
кала выразительность жеста, позы,
общего силуэта.
С раннего детства ее окружала
атмосфера художественного твор-
чества - ее дядя - известный ленин-
градский скульптор В. Г. Стамов;
отчим - профессиональный жи-
вописец, его картины за подписью
«В. Соло» можно увидеть на ху-
дожественных выставках Кры-
ма. Ее мама Наталья Гавриловна
Стамова-Гагарина1
- учительница
французского языка. Двери ее дома
всегда были широко раскрыты. В ее
саду, в беседке, часто собирались по
вечерам бывшие ученики Натальи
Гавриловны и приезжавшая в Пла-
нерское (Коктебель) творческая
интеллигенция; это был своео-
бразный мини- культурный центр
Коктебеля.
С детства Татьяна Гагарина
жила в мире изобразительного ис-
кусства и привыкла мыслить зри-
4 9
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 48 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст