етербуржцы и петербурженки
Худофник и
в
р
е
м
я
( К 125-летию со дшкофдвния
П Н
О.
Н. Ерошкина
5 2
Непонятный! К сожалению,
чаще всего именно такое отношение
к творчеству Павла Николаевича
Филонова можно сегодня встретить.
А может быть, непонятый?! Ни при
жизни, когда он готов был каждому
желающему объяснить свою систе-
му миропознания, свой творческий
метод и научить ему. Ни после смер-
ти, когда его имя оказалось надолго
под запретом. Лишь в последние
20 лет официальная завеса над
творчеством П. Н. Филонова стала
подниматься. Но то, как медленно
и робко это происходит, наводит на
размышления, что до сих пор для
многих, включая деятелей куль-
туры и искусства, «непонятный»
является синонимом «ненужный».
К счастью, нередко бывает так, что
сложное, кажущееся непостижимым
и даже чуждым творчество того или
иного художника становится по-
нятнее и ближе при знакомстве с его
личностью и временем, в котором он
жил и работал.
Павел Николаевич Филонов
родился 27 декабря 1882 года (по
новому стилю - 8 января 1883 года)
в Москве. Родители его, выходцы из
Рязани, принадлежали к мещанско-
му сословию. «Мать брала в стирку
белье. Отец был кучером, затем, не-
долго, извозчиком», - сообщал о них
в автобиографии П. Н. Филонов1.
Семья жила бедно. И дети в ней
рано начали работать. Вот и Фило-
нов «с 5-6 до 11 лет был танцором
и плясуном кордебалета московских
театров, Корш, Лентовского, Соко-
ловского, так же для заработка вы-
шивал, как и его сестры, полотенца,
скатерти. Окончил в Москве на-
чальную каретнорядскую школу»2.
Однако, несмотря на все материаль-
ные сложности, Филонов находил
время для занятий любимым делом
- рисованием, которым он стал
увлекаться, как следует из автобио-
графии, с 3-4 лет. Вероятно, это и
подтолкнуло его в 1897 году к пере-
езду в Петербург, где возможностей
для профессионального обучения
рисованию было несравненно боль-
ше. В 1897-1902 годах он развивал
свои знания и навыки художника
в малярно-живописных мастер-
ских. «Одновременно в обществе
Поощрения художеств на вечерних
занятиях дошел до натурного клас-
са. По малярно-живописному делу,
за период обучения и после, начиная
с окраски крыш, работал 5 лет»,
- узнаем мы из автобиографии3.
В 1903 году П. Н. Филонов пред-
принял первую попытку поступить
в Академию художеств, но из-за
слабого знания анатомии вступи-
тельных экзаменов не выдержал и
стал заниматься в частной мастер-
ской Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
Но только в 1908 году с третьей
попытки П. Н. Филонову удалось
стать вольнослушателем Академии
художеств, причем «исключительно
за знание анатомии». Спустя много
лет художник с горечью заметил:
«Академическая профессура с пер-
вых же дней взяла меня под бойкот.
Я с первого же дня стал работать
по-своему. Только Ционглинского я
могу вспомнить с уважением и лю-
бовью: он не мешал моим действиям,
более того - шумно и восторженно
приветствовал их». Не раз он кричал
на весь класс, поражаясь моим упо-
ром: «Смотрите! Смотрите, что он
делает! Это вот из таких выходят
Сезанны, Ван Гоги, Гольбейны и
Леонардо»4. Неприятие профессу-
рой методов художественного твор-
чества Филонова привело в 1910
Семья Филоновых
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 51 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст