П
.
етербуржцы и петербурженки
Члены коллектива МАИ
году к его добровольному уходу из
академии. Однако к тому времени
он уже вполне сформировался как
художник.
Личностное и творческое ста-
новление Филонова пришлось
на время первых революционных
потрясений в России. Российская
культура, как всегда, не осталась в
стороне от общественных процессов.
Творческая интеллигенция искала
свой ответ на вызов истории. Он
выразился в создании новых стилей
и жанров. Особенно много находок
и открытий было сделано в области
изобразительного искусства. Как
отмечают искусствоведы, именно
«здесь взаимодействовали и стал-
кивались друг с другом социально-
культурные утопии символистов,
«пророческий» ригоризм «левых»,
эстетически стабилизирующие
взгляды поклонников «аполлони-
ческого культа», «национальный»
ретроспективизм сторонников
«уходящей Руси»5.
В атмосфере мучительных по-
исков новых творческих горизонтов
в феврале 1910 года в Петербурге
возникло общество художников
«Союз молодежи». Реальное поле
его деятельности оказалось шире и
разнообразнее. «Союз» осуществил
несколько театральных постано-
вок, издал ряд книг, выпустил три
номера журнала, посвященного
новому искусству. Его выставки и
диспуты помогли сплочению худо-
жественного авангарда Петербурга
и Москвы. За четыре года своего
существования «Союз» устроил
семь выставок.
Филонов был одним из учре-
дителей «Союза молодежи» и,
как отмечают исследователи его
творчества, самой значительной
фигурой из петербургских участни-
ков объединения. «Союз молодежи
покрывался Филоновым», - писал
Н. Н. Пунин6. Но и «Союз молоде-
жи», в свою очередь, сыграл важную
роль в творческой жизни П. Н. Фи-
лонова. Первые холсты и акварели
художника были продемонстриро-
ваны именно на выставках «Союза».
Первое воспроизведение его работ
появилось в 1912 году на страни-
цах журнала «Союза молодежи».
Благодаря «Союзу» П. Н. Фило-
нов познакомился и сблизился со
многими поэтами-футуристами.
В декабре 1913 года в зале театра
«Луна-парк» была показана тра-
гедия В. В. Маяковского «Влади-
мир Маяковский» в постановке и
при участии в главной роли автора.
П. Н. Филонов вместе с И. С. Школь-
ником оформлял спектакль. Но
особенно дружеские отношения у
него сложились с В. Хлебниковым,
который был схож с ним по миро-
восприятию. Мастер слова и мастер
кисти оказали взаимное влияние
друг на друга. В результате в 1913
году появилось первое и един-
ственное поэтическое произведение
П. Н. Филонова «Пропевень о про-
росли мировой», близкое поэтике
В. Хлебникова. А В. Хлебников
попробовал свои художественные
способности, оформив собственный
«Изборник» рисунками в манере,
родственной филоновской.
В годы сотрудничества в «Сою-
зе молодежи» П. Н. Филонов, неудо-
влетворенный существовавшим
арсеналом средств художественного
отображения действительности,
неустанно вел поиск своего метода,
который соответствовал бы его по-
ниманию роли и места художника
в преобразовании мира. Уже на том
этапе в полной мере проявились
неповторимые филоновские черты
характера: бескомпромиссность,
упорство и одержимость в достиже-
нии цели, которую он перед собой
ставил, аскетизм и отрешенность
от бытового благополучия. Его
современник поэт А. Е. Крученых
вспоминал, что П. Н. Филонов был
«вообще мало разговорчив, зам-
кнут, чрезвычайно горд.
.. Всякую
половинчатость он презирал. Жил
уединенно.
..»7. Творческие искания
П. Н. Филонова увенчались успе-
хом. В 1912 году он опубликовал
статью «Канон и закон», в которой
впервые изложил принципы от-
крытого им метода аналитического
искусства. Он заключался в худо-
жественном построении формы
от частного к общему. Этот метод,
по мнению П. Н. Филонова, по-
зволял художнику повторить путь
зарождения и развития любого
предмета, который он отображает,
и, тем самым, проникнуть в его суть.
П. Н. Филонов хотел подражать не
формам, которые создает природа,
а методам, которыми она действует.
Впоследствии в названия многих
своих полотен он включил слово
«формула», в котором воплотил
свою установку не на формальное
отображение окружающего мира, а
на его исследование.
В 1914 году, после распада
«Союза молодежи», П. Н. Фило-
нов предпринял попытку создания
своей собственной творческой
организации. В марте 1914 года его
группой был выпущен манифест
«Интимная мастерская живописцев
и рисовальщиков», который стал
первой печатной декларацией ме-
тода аналитического искусства. Но
из-за начавшейся Первой мировой
войны реализовать задуманное в
полной мере ему не удалось.
Увлеченный поиском, разра-
боткой и воплощением своего твор-
ческого метода, П. Н. Филонов в
довоенный период не проявлял
особой общественно-политической
5 3
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 52 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст