П
.
етербуржцы и петербурженки
5 4
активности. Вероятно, в то время
еще в полной мере не определи-
лись его политические настроения.
Однако по сюжетам, которые вы-
бирал художник для своих полотен,
можно уверенно сказать, что его
социально-политические симпатии
были на стороне трудящихся и обе-
здоленных людей. Героями его работ
становились итальянские рыбаки,
французский рабочий, крестьян-
ская семья, ломовые, коровницы. В
1912-1913 годах Филонов создал
известное полотно «Формула про-
летариата». Он пытался постигнуть
внутренний мир простого человека,
проникнуть в его сокровенные мыс-
ли и чаяния.
Первая мировая война заста-
вила П. Н. Филонова окончательно
определиться в своих политических
устремлениях. Солдатом 2-го Мор-
ского полка Балтийской дивизии он
был послан на Румынский фронт. «С
начала Революции до разложения
на фронте был председателем Ис-
полнительного комитета г. Сулин,
дивизионного комитета солдатского
съезда в Измаиле, исполнительного
комитета Придунайского края в
Измаиле и военно-революционного
комитета», - узнаем мы из его авто-
биографии8. Значит, он не остался в
стороне, не занял выжидательную
позицию, а включился в подготовку
и осуществление назревших в стране
перемен, причем в лагере левых сил.
Революционер в методах изобрази-
тельного искусства, П. Н. Филоно в
и в политической жизни России стал
приверженцем революционных пре-
образований.
После победы советской власти
в России П. Н. Филонов отошел
от непосредственной политиче-
ской деятельности и возвратился
к исследовательской работе в об-
ласти изобразительного искусства.
Однако это не было уходом из
общественной жизни в тишину ма-
стерской. Вероятно, он считал, что
максимальную пользу в революци-
онном переустройстве страны смо-
жет оказать своим творчеством. Об
этом убедительно свидетельствуют
факты из его биографии. «В 1919
году им продан ряд картин в отдел
Изо и принесены в дар Пролета-
риату через отдел Изо две картины,
“Мать” и “Победитель города”.
Тогда же он делает предложение
А. В. Луначарскому написать для
Государства серию реалистических
«Рабочие».
1915-1916 гг.
«Формула Вселенной».
1920-1922 гг.
картин: этнографических, бытовых
и революционных, но дело это не
осуществилось. В 22-23 гг. он при-
нес в дар Пролетариату две картины
“Формула периода 1905-20 гг., или
вселенский сдвиг через Русскую
революцию в Мировой расцвет”
и “Формула петроградского про-
летариата”. Они до 27 г. стояли
лицом к стене в музее Революции»9.
Однако в приведенных строчках
биографии нельзя не почувствовать
и обиду П. Н. Филонова на то, что
его естественный и бескорыстный
порыв натолкнулся на чиновничье
равнодушие и непонимание. По-
следующие события убедили его,
что проявленное официальной
властью неприятие его искусства не
было случайным эпизодом. «С 23-
25 гг. Филонов отклонил несколько
предложений правления Академии
художеств занять в ней место про-
фессора, т. к. предложенная Фило-
новым программа преподавания
и проект переорганизации живо-
писного факультета правлением
не были приняты», - узнаем мы из
биографии художника10. Непри-
ятные и даже тревожные по своей
сути инциденты не обескуражили
П. Н. Филонова. Не получив про-
фессорской кафедры для популя-
ризации аналитического метода, он
старался использовать любую дру-
гую возможность для пропаганды
своих новаторских идей. В первой
половине 1920-х годов «Филоно-
вым был прочитан ряд докладов по
«Ударницы на фабрике “Красная Заря”».
1931 г.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 53 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст