П
.
етербуржцы и петербурженки
достижения правды: «.
..нас окружа-
ют железным кольцом небывалой
в Изо блокады. И чем скорее ГПУ
возьмется за наше дело, тем лучше,
- может быть, это поможет мне, нам,
т. е. пролетарскому искусству»19, -
записал он в 1932 году в дневнике.
Исключив идейные и политиче-
ские расхождения П. Н. Филонова
с официальными установками и
политикой советского руководства,
следует признать единственной
причиной всех гонений на него его
самобытность, выделявшую его в
художественной творческой среде,
его неуступчивость и бескомпро-
миссность в отстаивании своих
творческих принципов. Искусство
П. Н. Филонова, сложное для вос-
приятия, было, безусловно, правди-
вым, вскрывая невидимые простым
глазом общественные изъяны. С
тоталитарными порядками, все бо-
лее утверждавшимися в Советском
Союзе, такие люди, как он, были не-
совместимы и поэтому целенаправ-
ленно подвергались официальной
властью презрению и изгнанию из
общественной жизни.
Потерпев неудачу в укрощении
П. Н. Филонова путем профессио-
нальной изоляции, власть имущие
прибегли к прямому материальному
воздействию на него. В 1932 году
П. Н. Филонова исключили из
Секции научных работников «за
отсутствие научной и общественной
работы»20. Нетрудно догадаться, чем
это ему грозило в условиях карточ-
ной системы. «Денег у меня сейчас
совершенно нет, кроме 33 к. на сбер-
книжке», - записал П. Н. Филонов в
апреле 1932 года в дневнике21.
Чтобы оформить пенсию в Со-
юзе художников, необходимо было
написать заявление с указанием
своих заслуг перед искусством. За-
ниматься просительством и само-
восхвалением для П. Н. Филонова
было неприемлемо, и он отказался.
Предложения, во множестве по-
ступавшие от частных лиц и орга-
низаций, в том числе из-за рубежа,
о продаже созданных им полотен
П. Н. Филонов неизменно отвергал,
настойчиво повторяя, что все свои
работы он безвозмездно завещает
Советскому государству, что ему
самому ничего не надо, кроме офи-
циального признания своего твор-
чества. Таким образом, поступить-
ся творческими принципами во
имя материального благополучия
П. Н. Филонов не захотел. Оста-
валось одно: изо дня в день вести
борьбу за выживание, изредка
получая гроши за работу, оформ-
ленную на других лиц. Голодание
становилось для П. Н. Филонова
обычным состоянием. 30 августа
1935 года он записал в своем днев-
нике: «.
..начиная с первых дней
июня, я жил только чаем, сахаром
и одним кило хлеба в день. Лишь
один раз я купил на 50 к. цветной
капусты, да затем, сэкономив на
хлебе, купил на 40 к. картошки.
Дней за 10 до 30 августа, видя,
что мои деньги подходят к концу,
я купил на последние чая, сахара,
махорки и спичек и стал, не имея
денег на хлеб, печь лепешки из
имевшейся у меня белой муки.
29-го, экономя все время на муке,
я спек утром последнюю лепешку
из последней горстки муки, гото-
вясь по примеру многих, многих
раз, жить, неизвестно сколько, не
евши»22.
Родные П. Н. Филонова, не
ущемляя его человеческое досто-
инство, всеми силами старались
ему помочь. Говоря, что дают в долг,
выручали его деньгами, приносили
продукты, искали для него заказы,
предлагали купить понравившиеся
картины. Чаще всего их уловки не
удавались. Работая без сна и отды-
ха, П. Н. Филонов отдавал долги, а
свои работы близким просто дарил.
А его организм, изнуренный годами
материальных лишений и бытовой
неустроенности, моральных и пси-
хических потрясений, неуклонно
терял силы, разрушался. Последний
удар по нему нанесла война.
Павел Николаевич Филонов
умер 3 декабря 1941 года в бло-
кадном Ленинграде. Скульптор
И. И. Суворов хотел снять гипсовую
маску, но отказался от своего на-
мерения: высохшее от голода лицо
художника было неузнаваемо. Бла-
годаря усилиям сестер и жены, он
был похоронен на Серафимовском
кладбище. Но его имя и творчество
не должны быть преданы забвению.
Это право Филонов, «великий
художник очевидец незримого сму-
тьян холста», как сказал о нем поэт
А. Крученых23, снискал всей своей
жизнью, подвижнической, беском-
промиссной и неподкупной.
1
Павел Николаевич Филонов. Каталог выставки. Л.: Аврора. 1988. С. 105.
2
Там же.
3 Там же.
4 Там же. С. 6.
5 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М.: Искусство, 1988. С. 8.
6 Павел Николаевич Филонов. Каталог выставки. С. 12.
7 Там же. С. 24.
8 Там же. С. 105.
9 Там же.
10 Там же. С. 106.
11
Там же.
12 Там же. С. 66.
13 Там же.
14 Павел Филонов. Дневник. СПб.: Азбука, 2000. С. 35.
15 Там же. С. 33.
16 Там же. С. 36.
17 Там же. С. 44.
18 См.: Павел Николаевич Филонов. Каталог выставки. С. 90.
19 Павел Филонов. Дневник. С. 155.
20 Там же. С. 142.
21
Там же. С. 156.
22 Там же. С. 310.
23 См.: Павел Николаевич Филонов. Каталог выставки. С. 92.
5 6
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 55 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст