7 0
Великий графданин великого города.
К 90-летию М .
К Аникуш ина
(Заметки к творческому портрету скульптора)
Ю . В. Мудрое, А. Ю . Мудрое
троительство и архитектура
«Он любил Родину, не отре-
каясь от ее прошлого, не глумясь
над настоящим, да и без боязни за
будущее. Имел собственное, личное,
и национальное достоинство, и это
было для него слитное чувство.
..
Была у него, как у всякого русского
человека, внешняя скромность. Но
он знал себе истинную цену, знал,
что он для России, и через всю свою
жизнь пронес верность девизу.
.
«Для общей пользы».
Это о Пушкине. Слова при-
надлежат скульптору Михаилу
Аникушину, автору замечательного
памятника поэту, ставшего наряду
с Медным всадником, корабликом
Адмиралтейства и шпилем Петро-
павловки символом Петербурга.
Но удивительное дело: словами,
сказанными им о поэте, можно ха-
рактеризовать и самого автора этих
строк, ведь он был верным сыном
и защитником своего Отечества,
ярким человеком своего времени,
подлинным гражданином великого
города, с которым связал свою судь-
бу, выдающимся художником.
1936 год. Через год страна Со-
ветов готовилась отметить юбилей-
ную дату - 100-летие со дня смерти
великого русского поэта Александра
Сергеевича Пушкина. Совнарком
принял решение о сооружении па-
мятника поэту в Ленинграде.
Объявили открытый Всерос-
сийский конкурс на лучшую модель
памятника. Участвовали все, все
кто мог. Иван Шадр, Александр
Матвеев, Борис Королев, Василий
Синайский, Владимир Домогацкий,
Сергей Меркулов. Шадр, создавший
знаменитую группу «Булыжник -
орудие пролетариата», взгромоздил
поэта на высокую скалу и окутал
романтическим плащом, Меркулов
изобразил Пушкина байроновским
героем, этаким Чайльд-Гарольдом.
Что ждало стрелку Васильевского
острова, где предполагали устано-
М. К. Аникушин.
1987 г. Фото Р. П. Кучерова
вить памятник, и где состоялась его
закладка?
Тогда к победе не пришел ни-
кто. А место для установки памят-
ника в 1939 году было признано
неудачным. Блестящий ансамбль
стрелки Васильевского острова
в архитектурно-художественном
смысле был абсолютно закончен-
ным. «Вставлять» между Ростраль-
ными колоннами памятник, пусть
даже гению русской поэзии, посчи-
тали нецелесообразным. А дальше.
..
началась война, Великая Отече-
ственная.
Любопытно, но тот конкурс вы-
звал желание сделать эскиз памят-
ника поэту студента-первокурсника
Всероссийской академии художеств
Михаила Аникушина. Нет, нет, он и
не помышлял об официальном уча-
стии, то было тогда для него немыс-
лимо. Но он это сделал для себя. У
того студента любовь к пушкинской
поэзии, влечение к созданию его об-
раза со временем буквально стали
частью натуры. А пока - эскиз. Он
понимал, что надо много трудиться,
чтобы постичь гения и заслужить
право на создание памятника ему.
К тому же надо понять гармонию,
характер великого города «на бре-
гах Невы», пушкинского города, в
который он приехал учиться.
Михаил Аникушин родился в
Москве в год и в дни историческо-
го перелома. Страна горела в огне
революции и Гражданской войны.
Отец был в армии. Оружейные
залпы, голод и холод вынудили
мать Миши с семьей покинуть
первопрестольную, где жила семья
мастера-паркетчика. Они уехали на
«малую родину» отца - в дальнее
Подмосковье, в село Яковлево, под
Серпуховым.
Величественные разливы Оки,
пойменные луга, могучие леса, древ-
ние храмы и монастыри, барские
усадьбы, созданные известными
зодчими, - все это не могло не оказать
влияния на формирование будущего
художника. И в деревенской избе, и в
городской московской комнате, куда
семья вернулась через восемь лет,
любили читать вслух. С детских лет
запоминал поэтические строки Пуш-
кина, Лермонтова, Некрасова юный
Миша Аникушин. «Я сызмала знал
имя и стихи Пушкина», - написал он
десятилетия спустя.
В обычной московской школе
пареньку удается и рисовать, и
лепить. И в 12 лет сбылась его пер-
вая мечта: его приняли в детский
кружок Дома пионеров, в студию
скульптуры, которой руководил
Григорий Андреевич Козлов. Вы-
пускник Казанской художественной
школы, член АХРР (Ассоциации ху-
дожников революционной России),
он увлеченно работал над портрета-
ми «вождей мирового пролетариа-
та», композициями на темы жизни
страны Советов, ее революционного
прошлого - «Перед забастовкой»,
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 69 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст