С
троительство и архитектура
7 2
образами артистов, художников,
литераторов, и предшественников,
и современников.
1941 год. Война ворвалась и в
жизнь художника. Студент пятого
курса, как и все его товарищи, сна-
чала - на оборонных работах - рыл
окопы и оборонительные рубежи,
затем - ополченец. В ноябре 1941
года из блокированного Ленинграда
он ушел в действующую армию. Бу-
дучи санинструктором, он выносил
с полей десятки и сотни раненых
бойцов, из под пуль, под грохот ар-
тиллерийских орудий. Кровь, гибель
людей, смертельная опасность - все
это было частью его военной жизни.
Тогда он и узнал настоящую цену
жизни, цену человеческой дружбы,
самопожертвования, героизма.
Начальник военного госпиталя,
в котором служил Михаил Кон-
стантинович и портрет которого он
создаст в 1945 году, майор Голиков
вспоминал: «Никак я не мог заста-
вить Михаила Константиновича
отдохнуть после многочасовой из-
нурительной работы. А когда насту-
пала передышка, он рисовал и лепил
портреты раненых бойцов и коман-
диров. Между прочим, многие из нас
обязаны ему жизнью. В поселке Во-
лосово под Ленинградом его зоркий
глаз заметил тонкую проволочку.
Оказалось, что флигель дома, где
располагался наш госпиталь, был
заминирован». Второй и Третий
Прибалтийские фронты - дальней-
шие боевые дороги Аникушина. С
разгромом фашистской Германии и
победным салютом война для него
не закончилась. Младший лейте-
нант Аникушин был направлен
на Забайкальский фронт, где уча-
ствовал в боевых действиях против
«милитаристской Японии».
Счастливым было возвращение
домой. Он возвращался в Академию,
на скульптурный факультет, к стан-
ку. Предстояла дипломная работа,
и она, конечно же, была посвящена
войне, советскому солдату. На за-
щите, 22 июня 1947 года, он сказал:
«Тема у меня сложилась во время
войны, в которой я участвовал. У
меня осталось какое-то чувство, что
свои переживания, участие в собы-
тиях, которые происходили в нашей
стране, должны найти отражение
в творчестве. В замкнутой скуль-
птурной композиции мне хотелось
передать юношескую твердость
характера бойца».
Памятник А. С. Пушкину. Станция
метро «Пушкинская».
Архитекторы
В. А. Петров и Л. М. Поляков. 1955 г.
? / •
Г. С. Уланова.
1981 г. Фото В. И. Нестерова
Скульптура, представляющая
спокойную, сидящую фигуру бой-
ца, «исполненную счастья заслу-
женной победы», как писал один
из рецензентов, получила высший
бал и.
.. аплодисменты, процедурой
непредусмотренные и неподразуме-
ваемые. Председатель Госкомиссии
выдающийся русский живописец
Сергей Герасимов не возражал.
Тема войны в силу его личной
сопричастности, тема народного
подвига и в дальнейшем в творче-
стве Аникушина стала основной.
Налаживавшаяся мирная жизнь
возвратила к прерванному войной
творческому соревнованию на право
стать автором памятника Алексан-
дру Сергеевичу Пушкину. Михаил
Аникушин жаждал этого всей ду-
шой. Его ждало настоящее творче-
ское счастье, пусть подчас пополам
с муками, но он надеялся, он верил
в свою звезду. В 1947 году объявили
новый конкурс и, что немаловажно,
было утверждено новое место для
памятника - площадь Искусств.
Гармоничный архитектурный ан-
самбль, в центре которого - одно из
самых блестящих творений зодчего
Карло Росси Михайловский дворец
- Русский музей, на фоне которого
устанавливали памятник, как нель-
зя кстати подходил для решения
новой художественной задачи. И
в силу этого - задачи ответствен-
ной. «В 1949 году остановились на
площади перед Русским музеем. Я
присутствовал не закладке камня,
точнее его переносе с Васильевского
острова к Русскому музею, держал-
ся за веревку и думал: кто же будет
строить памятник?» - вспоминал о
своих волнениях скульптор.
Но вместе с тем он был воодушев-
лен. Объявленный свободный кон-
курс, без ангажированных, опреде-
ленных «по указке, сверху» лидеров
соревнования, вселял надежду. Он
ушел в работу целиком, он отдался
ей, забывая обо всем. Причем сроки,
определенные условиями конкурса,
были жесткими. Два месяца, это
при том, что конкурсанты-мэтры
работали несколько лет, совершен-
ствуя свои проекты. Но и у него уже
были десятки рисунков, набросков,
начатые эскизные модели. Он сразу
настроился на достижение успешного
результата, ведь Пушкин буквально
жил в нем. И давно: «.я очень хорошо
это помню - мы ехали с мамой в трам-
вае, и трамвай пересекал Страстной
бульвар. Я смотрел в окно - и вдруг
увидел Пушкина. Скорбный наклон
головы и поникшие плечи ничуть
не уменьшали, напротив - подчер-
кивали достоинство его печали. И
естественной, неоспоримой была его
вознесенность над миром, над пло-
щадью, трамваем и людьми. Жизнь
странным образом разделилась для
меня на две равновеликие части -
Пушкин и все остальное. Наверное,
я сегодня не точно передаю свое тог-
дашнее состояние. Это невозможно,
как невозможно сбросить со счетов
всю прожитую жизнь. Огромная ее
часть была отдана высокому и по-
лезному удовольствию - постижению
Пушкина. Но одно я помню точно:
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 71 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст