троительство и архитектура
Блокада. Вариант для композиции памятника «Героическим защитникам
Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
1975 г. Фото В. И. Нестерова
встреча с памятником Пушкину,
который я воспринял как живого
Пушкина, стала для меня открытием
огромного мира, не исследованного
до конца до сих пор».
Работая, он «открывал» Пушки-
на. Постигать пришлось не только
глубины пушкинской души, но и
своеобразие его внешнего облика.
Сам поэт в 1836 году писал: «Здесь
хотят лепить мой бюст. Но я не хочу.
Тут арапское мое безобразие предано
будет бессмертию во всей своей мерт-
вой неподвижности». Михаилу Ани-
кушину эти строки не давали покоя.
После долгих размышлений он начал
понимать, что сам поэт хотел видеть в
своем «запечатленном» облике.
Аникушин обратился к пуш-
кинскому наследию, пристально
изучал его рисунки, в особенности
- автопортреты. Прижизненная
пушкинская иконография стала
предметом его исследования.
На открывшейся в 1949 году
юбилейной Пушкинской выставке
молодой скульптор представил свой
проект. Да, он, конечно, еще был
далек от совершенства, от задуман-
ного. Аникушин и сам чувствовал
это и продолжал работать, работать,
работать. (Теперь мы знаем, памят-
ник создавался почти десять лет.)
Скульптор стремился вылепить
поэта таким, каким определил его
для себя, неустанно работая над
образом, и задачу он ставил сле-
дующую: «Пушкин - очень яркий
человек по своему характеру, прост
в своих действиях и ясен в мыслях,
поэтому я старался отбросить все
детали, которые заслоняли бы ясное
изображение нашего великого поэ-
та.
.. Я хотел бы, чтобы от памятника,
от фигуры Пушкина веяло какой-то
радостью и солнцем».
Он создал несколько вариантов
фигуры, изменил положение рук,
движение фигуры. Голова поэта -
предмет особых усилий. Надо было
в живом, изменчивом выражении
лица, отмеченном всеми современ-
никами Пушкина, уловить это един-
ственно верное и точное состояние и
запечатлеть его в памятнике.
Михаил Константинович был все
ближе и ближе к цели. Его модель
приобретала все больше и больше
сторонников, и профессионалы, и
простые зрители находят ее лиди-
рующей в конкурсе. Пушкинисты
Борис Томашевский и Матвей Ка-
лаушин, скульпторы Борис Пинчук и
Памятник В. И. Ленину на
Московском проспекте.
Архитектор В. А. Каменский. 1970 г.
Василий Симонов, другие участники
многодневных обсуждений сходятся
во мнении: «В работе Аникушина
мы видим наибольшую удачу. Здесь
образ Пушкина дан с предельной
выразительностью, лаконичностью
и ясностью.». Объявили результат:
лишь двум скульпторам - опытному
Николаю Томскому и молодому Ми-
хаилу Аникушину была предоставле-
на возможность продолжать работу
над почетным заказом. Это еще не
победа, но окрыляющий успех. И еще
один немаловажный результат. Он
получил передышку. Скульпторам
дали время для вдумчивой работы.
Но передышкой он так и не
сумел воспользоваться. Пушкин за-
слонил все. Это не значит, что Миха-
ил Константинович работал исклю-
чительно только над памятником
для площади Искусств. Он получил
два предложения на создание пуш-
кинских статуй - для Московского
университета и ленинградской стан-
ции метрополитена «Пушкинская».
В последней фигура сидящего поэта,
включенная в интерьер подземного
вестибюля, была помещена на фоне
живописного панно, изображающего
Пушкина в Царскосельском парке,
иллюстрируя стихотворные стро-
ки, посвященные «поэтическому
Отечеству» Александра Пушкина.
Безусловно, статуи были значитель-
ными и этапными в его творчестве,
но в их решении скульптор все-таки
находился в пути, стремясь создать
совершенный образ поэта.
В 1956 году Михаил Аникушин
нашел наконец удовлетворившее его
решение памятника. Он не надолго
остановился, ведь были годы, когда в
его успешно складывавшейся твор-
ческой биографии не было ничего,
кроме работы над «Пушкинианой»,
хотя он успел исполнить множе-
ство скульптурных портретов, как
современников - врачей, спортсме-
нов, академиков и рабочих, так и
исторических личностей. Глубокий,
сокровенный, и одновременно трога-
тельный образ матери - особая удача
художника. Он работал над памятни-
ками Максиму Горькому и Льву Тол-
стому, Владимиру Маяковскому, гео-
графу А. Воейкову, над надгробными
7 3
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 72 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст