С
троительство и архитектура
7 4
скульптурами выдающимся актерам
Александринского театра - Юрию
Юрьеву и Екатерине Корчагиной-
Александровской, академику А. Грос-
гейму. Мемориальная скульптура в
дальнейшем также стала важнейшей
сферой деятельности ваятеля.
1956 год был важным в творче-
ской жизни художника. К числу со-
бытий неординарных можно отнести
поездку в Италию. Его включили в
состав группы мастеров искусств. По-
ездки в «капиталистическую страну»
по идеологическим соображениям
были для того времени редким ис-
ключением. А для художника по-
сещение Италии, где земля и воздух,
улицы и площади были буквально
насыщены искусством, становилось
событием благодатным. Для Анику-
шина та поездка имела последствия
и вовсе неожиданные. Вернувшись в
Ленинград, он с особым энтузиазмом
и волнением вновь принялся за своего
Пушкина. «Я утвердился в вере в
правильное начало наших худож-
нических исканий. И в то же время
я убедился в том, что задуманное
необходимо сделать гораздо лучше.
Эти мысли не оставляли меня как ху-
дожника, не давали спать спокойно»,
- вспоминал Аникушин. «В 1956 году
государственная комиссия приняла
у меня гипсовую фигуру Пушкина.
А после этого я вдруг неожиданно
попал в Италию. Вернулся, спраши-
ваю, готов ли уже каркас памятника.
Мне отвечают - нет, не готов еще. Я
обрадовался, очень хорошо, говорю,
буду новый делать. Все стали меня
отговаривать, но я ходил к министру
культуры и просил его разрешить
сделать мне новую модель, хотел даже
делать ее за свой счет. Слава Богу, мне
разрешили. Новая фигура вроде бы
ничем особым не отличалась, но у нее
другое настроение».
Открытием на площади Ис-
кусств памятника Александру Сер-
геевичу Пушкину, созданного Миха-
илом Аникушиным в содружестве с
архитектором Василием Петровым,
18 июля 1957 года начались торже-
ства в честь 250-летия Петербурга
- Ленинграда. Почему, справедливо
спросим мы, перешагнувшие в чет-
вертое столетие жизни великого го-
рода, 250-летний юбилей отмечался
не в 1953 году, а четыре года спустя?!
Ответ найдем в смутной политиче-
ской ситуации, в которой оказалась
страна в те годы. Борьба за власть
в коммунистической верхушке по-
Памятник А. С. Пушкину
на площади Искусств.
Архитектор В. А. Петров.
1957 г. Фото В. И. Нестерова
сле смерти Сталина заслонила все
остальные события в жизни страны.
И лишь относительная свобода, по-
литическая «оттепель» позволили
вспомнить о великой истории ве-
ликого города, и одним из главных
символов наступившего праздника
стал открытый в тот год памятник
«Солнцу русской поэзии».
Может быть, эта строка, опреде-
ляющая значение творческого гения
Пушкина, кому-то покажется вы-
спренной или преувеличенной, но
от нее никуда не деться, чаще всего
в нашем сознании она возникает
помимо нашей воли и желания. Она
ведь очень точна! И образ Пушкина,
созданный Аникушиным, под стать
ей - солнечный, возвышенный,
одухотворенный в высшей степени.
Критика справедливо отмечала: «В
образе Пушкина, созданном Анику-
шиным, мы видим наше понимание
поэта. В памятнике не только дана
характеристика одного момента, в
нем раскрыт великий поэт, чувству-
ющий, думающий, творящий. При-
влекают свежесть, непосредствен-
ность и простота образа, постижение
скульптором нравственной сути
Пушкина и высокое художествен-
ное обобщение. Творческий замысел
скульптора, материализовавшись в
бронзе, пробуждает в людях чувства
добрые и светлые».
Следующий год принес Ми-
хаилу Константиновичу государ-
ственное признание. За создание
памятника он был удостоен высшей
премии страны - Ленинской. Этой
чести удостаивались немногие, и
справедливости ради следует ска-
зать - премии удостаивались и под-
линно выдающиеся произведения
отечественного искусства, а не толь-
ко идеологически ангажированные,
как принято считать сейчас.
Трудно не согласиться с той
оценкой, что дал памятнику ис-
кусствовед Александр Замошкин:
«Прошло много лет со дня открытия
памятника. Миллионы знают и любят
этот памятник. Время раскрывает
его лучшие качества и увеличивает
число его приверженцев. Памятник
органически связан с городом. Мне
говорят: «Кажется, что он всегда сто-
ял у Русского музея».
Но предела совершенству нет.
И Михаил Константинович про-
должал работать над образом своего
любимого поэта, главного героя
творчества. Памятники Пушкину
работы Аникушина украсили Гур-
зуф, Кишинев и Пушкинские горы,
Пятигорск и город Пушкин (Цар-
ское Село), Ташкент и Дели. И даже,
после его кончины, Томск.
Среди откликов на открытие
памятника на площади Искусств,
скульптора взволновали отзывы
потомков великого поэта, живших
как на родине, так и за рубежом,
сердечно благодаривших Михаила
Константиновича. Скульптор же,
работая над образом поэта, посчитал
необходимым для себя вылепить и
портреты его потомков. Так, встре-
тившись с правнучками поэта Ири-
ной Гибшман и Ольгой Усовой, он,
уловив их удивительное сходство
со своим знаменитым предком,
донес его до внимательного зрите-
ля. (Много лет спустя он выпол-
нил и портрет праправнука поэта
С. Е. Клименко.)
Антон Павлович Чехов стал
любим скульптором в пору творче-
ской зрелости. Тонкий психологизм,
глубина отображения человеческих
переживаний, совершенство фор-
мы чеховской прозы восхищали
скульптора. Естественным был его
отклик на объявление в 1959 году
конкурса на памятник писателю
для Москвы.
«Без Москвы не могу себя пред-
ставить», - говорил Антон Павлович
Чехов. И в понимании Аникушина
он был также неотрывен от перво-
престольной.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 73 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст