троительство и архитектура
Ленин идущий («.
..в опущенной
руке зажата кепка»), многофигур-
ная композиция - Ленин с рабо-
чими и крестьянами. Но он не был
удовлетворен набросками работ,
творил снова и снова. Наконец -
Ленин - сидящий, задумавшийся.
Однако последняя фигура явно не
подходила для площади Восста-
ния, с ее бурными транспортными
потоками. С этим памятником у
него что-то не «срослось». Победи-
телем того конкурса он не стал, как,
впрочем, и следующего, в котором
он участвовал, - для Московского
Кремля. Туда могла бы подойти
фигура Ленина сидящего, но Ани-
кушину предпочли работу старшего
товарища - Вениамина Пинчука,
тоже ленинградца.
И
вот когда к
столетию
В. И. Ленина был вновь объявлен «за-
крытый» конкурс, теперь уже на ста-
тую вождя для Московской площади
в Ленинграде, у Михаила Аникушина
появилась мысль «поставить Ленина
в такую ситуацию, чтобы его фигура
выражала и приподнятое настроение,
и энергию, и смелость, и отвагу».
Последние качества пришлось
применить и самому скульптору.
Динамичная фигура Ильича явно
была смелой творческой находкой
мастера, недаром в народе этот
памятник долго называли «тан-
цующий Ленин». И действительно,
резкий разворот фигуры в про-
странстве, буквально отлетающая от
фигуры парусом пола расстегнутого
пальто, преувеличенно энергичный
жест правой руки, темпераментное
пластическое решение - все это
явно выделяло фигуру из массы
статичных, безликих, похожих одна
на другую ленинских статуй.
Превышающая восьмиметро-
вый размер, фигура Ленина, воз-
несенная на высокий гранитный
пьедестал, царила над просторной
площадью, не пропадала даже на
фоне крупномасштабного админи-
стративного здания. (Архитектор
памятника - В. А. Каменский.)
Памятник Ленину, открытый
в дни празднования ленинского
столетия, получил высокую оцен-
ку коммунистов страны и, как
было принято тогда писать, «всего
прогрессивного человечества».
Л. Брежнев, генеральный секретарь
ЦК КПСС, побывавший у памят-
ника, и беседовавший с его авто-
ром, высоко оценил произведение
М. К. Аникушина. А вот как писал
о своих впечатлениях от памят-
ника писатель Даниил Гранин: «Я
вглядывался в него с разных точек,
постепенно проникаясь видением
скульптора. Таким он понимал и
чувствовал Ленина. Как у каждо-
го настоящего художника, у него
был свой Ленин.
Я позавидовал
авторам памятника. Если бы уда-
лось написать книгу, где Ленина
вот так же можно было бы увидеть
разом, весь облик его в движении,
передать словами тот обобщенный
образ, который удается воплотить
в бронзе!.
.».
Великая Отечественная война
была фактом личной биографии
скульптора. И эта сопричастность
напоминала о себе, жила в нем по-
стоянно. Активное создание работ,
посвященных Великой Отечествен-
ной, в первые послевоенные годы
сменилось эпизодическим обраще-
нием к этой теме. Он участвовал
в групповых проектах, создавал
отдельные произведения, но слов-
но исподволь готовился к чему-то
очень значительному, главному.
Несмотря на существование
выразительных, лаконичных, с
удачно найденной эмоциональной
и пластической тональностью па-
мятников на Пискаревском клад-
бище и на Зеленом поясе Славы,
Аникушин все чаще задумывался о
необходимости создания еще одного
памятника - мемориала Победы.
Его думы, его желания возникли
в унисон с мыслями и чувствами
миллионов ленинградцев и жителей
страны. Поэт-фронтовик Михаил
Дудин, друг скульптора, высказывая
такие пожелания, особенно вете-
ранов войны, жителей блокадного
города, говорил: «Надо, чтобы у
подвигов и мужества защитников
Родины, города Ленина было бес-
смертие, чтобы, увековеченные в
бронзе и граните, эти подвиги и
мужество заставляли глубже по-
нимать и ценить добытое в боях.».
Эти пожелания, эти надежды уже
вскоре начали воплощаться в дела.
Было принято решение о соору-
жении мемориала и было выбрано
место - площадь Победы - Средняя
Рогатка. Это был последний рубеж
обороны Ленинграда в Великую
Отечественную, это был самый
близкий участок блокадного кольца,
сжавшего город. Здесь прощались с
городом солдаты и матросы, опол-
ченцы, уходившие на фронт. Сюда
же вступали воины Ленинград-
ского фронта, разорвавшие кольцо
блокады, освободившие город от ее
безжалостных тисков. Здесь была
сооружена триумфальная арка,
через которую в майские дни 1945
года проходили воины-победители,
приветствуемые ликующими жите-
лями города.
В конкурсе на лучший проект
участвовало более трехсот скуль-
пторов и архитекторов. В 1971
году определились его победители
- авторский коллектив в составе
М. К. Аникушина, С. Б. Сперанско-
го и В. А. Каменского. Соединение
этих имен не было случайным, они
были единомышленники не только в
творчестве. Скульптор и архитекторы
прошли свой трудный путь военными
дорогами. Они знали про кровь и пот
войны не понаслышке, они знали
горечь утрат и радости победы.
Проектировалось создание мо-
нумента - мемориала, состоявшего
из трех частей - площади со скуль-
птурой и обелиском, открытого зала
в форме разорванного кольца (под-
разумевавшегося - «блокадного»)и
подземной музейно-мемориальной
зоны. Лицевая часть памятника была
обращена к главному («парадному»)
въезду в город со стороны Москов-
ского и Пулковского шоссе - главных
магистралей и аэропортов.
Скульптор рассказывал: «Ра-
ботая над памятником защитни-
кам Ленинграда, я постоянно был
в далеком теперь уже прошлом,
когда поблизости от места, где те-
перь встал мемориал, я защищал
ближние подступы к городу в сорок
первом. Два моих соавтора Сперан-
ский и Каменский тоже были здесь
в блокаду. Наша молодость связана
с Ленинградом, с Ленинградским
фронтом, на котором воевали мы
в те тяжелые годы. Для меня они
определили многое и после войны.
Определяют и теперь. Поэтому и
памятник на площади Победы весь
построен на впечатлениях военных
лет, на воспоминаниях. Вот один
из эпизодов. 1942-1943 года. По
каким-то неотложным фронтовым
делам оказался я тогда в городе. На
площади у Технологического ин-
ститута увидел небольшую группу
бойцов в белых маскхалатах. Воору-
женные автоматами - очевидно,
разведчики, - они направлялись
на передовую. Внезапно откуда-то
7 7
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 76 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст