С
троительство и архитектура
7 8
О. В. Лепешинская, Ю. В. Мудров, М. К. Аникушин, М. Т. Литовченко.
1993 г. Фото О. С. Савицкой
выбежала девочка лет четырнадцати
- худенькая, в наспех накинутом на
плечи шерстяном платке и, что-то
крикнув, бросилась к одному из
солдат. Он шагнул к ней, порывисто
обнял, поцеловал. Бойцы останови-
лись, выжидая.
.. Кто он был, солдат,
этой девочке - отец, брат. Не знаю.
Мне хотелось передать незащищен-
ность этой девочки, силу и непобе-
димость этих людей.
В другой скульптурной группе
отражены сразу два события: рас-
сказ жены о том, как встретила на
Измайловском проспекте (тогда
он назывался проспектом Красных
командиров) женщину со стран-
ным, остановившимся взглядом,
несшую на руках убитого при ар-
тиллерийском обстреле ребенка, и
собственное переживание во время
одной из первых бомбежек города,
под которую я попал на площади
Труда.
.М не казалось, наши современ-
ники и потомки захотят увидеть
- как же все это происходило в дей-
ствительности! Как люди страдали у
замерзшего водопровода, у печурки,
которая не грела. Мне хотелось
показать ленинградцев именно та-
кими, какими они в то время были,
и чтобы люди, придя к памятнику, не
оказались подавленными его симво-
ликой, размером статуй, чтобы они
прониклись атмосферой соучастия
в этом беспримерном в истории со-
бытии, которое зовется ленинград-
цами блокадой. Зритель не должен
чувствовать, что перед ним какие-то
гиганты, сверхчеловеки, - нет, это
обычные люди, которые совершили
такое, что стало легендой.
Однажды в газете опубликовали
фотографию группы «Ополчен-
цы». И вдруг звонок по телефону:
«Почему у вас женщина-окопница
босая?! Я сама рыла окопы, но мы
были обуты.». Ответить мне ей
было легко и трудно. Ведь можно
сказать: «Работали и босые, всякое
случалось.». Но можно пораз-
мыслить о том, что искусство - не
иллюстрация. Я изваял эту женщи-
ну таким образом, что мне казалось
- именно так острее ощущение ее
беззащитности (сверху - бой, снизу
- холод, сырость), и все равно она не
бросает лопату, все равно стоит на-
смерть. Я мечтаю о том, что. будут
снова и снова обращаться памятью
своей к боли и мужеству людей,
которые три десятилетия назад на
этих рубежах защищали свой город,
выстояли и победили. Забывать о
них мы не имеем права ни на мгнове-
ние.
.. Любая работа для художника
должна быть первая и последняя,
словом - единственная, если он
не отдает ей всех сил и чувств -
ничего не выйдет. Тем более если
речь идет о памятнике защитникам
Ленинграда. По-моему, любое при-
косновение к такой теме - это самое
высшее проявление долга художни-
ка, а осуществленная работа - самое
большое счастье».
«Я помню, когда в августе (1941
года) уже было закрыто кольцо и
нельзя было эвакуировать людей,
в Ленинграде наступила рабочая
обстановка: люди работали, воевали,
шли на фронт, не было никакого
ложного пафоса, никаких ложных
жестов. И вот все это мы стремимся
показать. Размер фигур должен был
быть небольшой, не намного выше
человеческого роста, они должны
быть масштабны человеку и не по-
давлять. А вся композиция должна
быть масштабна по отношению к
площади».
Ансамбль составили девять
многофигурных композиций - «По-
бедители» (центральная), «Сол-
даты», «Трудовой фронт (Литей-
щицы)», «Народное ополчение»,
«Народные мстители (Снайперы)»,
«Летчики и моряки», «Оборонные
работы», «На окопах» и «Блокада»
(центральная - в нижнем зале). В
них объединялись тридцать четыре
фигуры, тридцать четыре образа
защитников города, тех, кто отстоял
его, кто выстоял, кто в блокадном
«аду» помогал «ковать» победу
ценой невероятных сверхчелове-
ческих усилий. В процессе работы
в последней группе появятся еще
две фигуры.
Друг Аникушина, художник Ев-
сей Евсеевич Моисеенко вспоминал:
«Я был очевидцем того, как создава-
лись эти группы - от композицион-
ного замысла и разработки моделей
до завершения самих скульптур.
Это было творчество, которое не
знало утомления. Аникушин не-
прерывно импровизировал, искал,
пробовал, сопоставлял. Его богатое
воображение рождало зримые об-
разы - они необычайно точно пере-
давали атмосферу военного времени
- тревогу, скорбь, героизм, отвагу,
мужество. Это надо уметь - через
пластику, через «остановленное»
движение, через саму скульптуру
передать сложные человеческие
чувства, мысли, порывы».
Мемориальный ансамбль от-
крыли к 30-летию Победы. И он стал
достойным памятником людям, не
только победившим смерть и тлен,
но защитившим свое Отечество,
сохранившим свое человеческое и
национальное достоинство, свои
исторические и культурные тра-
диции. И совершенно заслуженно
памятник-ансамбль на площади
Победы встал в один ряд с такими
выдающимися произведениями ис-
кусства и литературы, олицетворяв-
шими Великую Победу над врагом,
как Седьмая симфония Дмитрия
Шостаковича, скульптура Веры
Исаевой, блокадные стихи Ольги
Берггольц и Веры Инбер, поэти-
ческие строки Михаила Дудина и
Николая Тихонова.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 77 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст