Н
еизвестное об известном
8 4
Обращение в известное музы-
кальное издательство «Новелло,
Эвер и Ко» не принесло резуль-
татов. Об этом Г. П. Карцов со-
общил жене в октябре 1893 года9.
В официальном ответе издательства
на фирменном бланке говорилось,
что директор Альфред Литтлтон не
считает нотное собрание представ-
ляющим какой-либо интерес, «ката-
лог содержит очень мало ценного.
.. и
ничего для него нового не имеется».
Издательство отказалось и рекомен-
довать возможного покупателя10.
Продать библиотеку в Англии
было делом довольно сложным.
Карцовы просили за нее значи-
тельную сумму в 3000 фунтов
стерлингов. В письмах в Петербург
Г. П. Карцов писал, что очень на-
деется на помощь директора Коро-
левского музыкального колледжа
Джорджа Гроува, который, по харак-
теристике Британского музея, был
очень авторитетен в музыкальных
кругах и «по его рекомендации
только и можно найти богача, кото-
рый, полагаясь на него, купил бы и
презентовал бы библиотеку в одну
из консерваторий»11.
Д. Гроув благосклонно отнесся
к предложению Г. П. Карцова. По-
следний оставил у него каталог
библиотеки. Д. Гроув предполагал
уговорить директора Манчестер-
ской консерватории Чарльза Холла
купить собрание. При этом он дал
высокую оценку подарку графа
Адлерберга:
«. надо будет своим влиянием
постараться, чтоб такая редкая вещь
не миновала бы Англию.»12.
Из переписки супругов можно
сделать заключение, что Д. Гроув
основательно занялся поиском по-
купателя. В письме в Петербург он
уточнял у А. В. Панаевой характер
изданий (Г. П. Карцов в то время
был во Франции): «.получила.
письмо от Мг. Gгove. с вопросом
какие партитуры? фортепианные
или оркестровые. Я буду ему отве-
чать, что наполовину, ибо старинные
издания есть оркестровые, а новые -
переложенные для фортепиано»13.
Однако надежда на продажу
библиотеки в Англии не осуществи-
лась. Видимо, сумма, запрашиваемая
за нее, была слишком высока. В
1890-е годы было предпринято еще
несколько попыток. Так, знакомые
Карцовых советовали предложить
библиотеку Московскому отделению
Русского музыкального общества,
используя влияние и деньги москов-
ского миллионера-сахарозаводчика
Харитоненко14. Тогда же А. В. Па-
наева через Д. В. Философова и
С. П. Дягилева (его мачеха Е. В. Дяги-
лева приходилась родной сестрой А. В.
Панаевой) обратилась за содействием
к П. Г. фон-Дервизу15. Чем окончи-
лись эти попытки, сказать трудно,
так как в архиве нет свидетельств о
том, как развивались события даль-
ше. Однако имеется официальный
ответ из Петербургского отделения
Русского музыкального общества от
15 ноября 1896 года за подпи-
сью Ц. Кюи: «Дирекция Санкт-
Петербургского отделения Импе-
раторского Русского музыкального
общества считает долгом выразить
Вам искреннюю благодарность за
предложение воспользоваться редким
случаем приобрести принадлежащую
Вам библиотеку музыкальных сочи-
нений. Эта библиотека весьма полная,
ценная, интересная и ее приобретение
было бы весьма желательно»16. Но
вопрос опять уперся в скудность
денежных средств.
И хотя данные о дальнейших по-
пытках продажи в архиве отсутству-
ют, есть еще один документ, который
является своеобразным эпилогом в
этой истории. Это черновик письма
дочери А. В. Панаевой-Карцовой
- Т Г. Карцовой редактору газеты
«Советское искусство».
28
января 1938 года газета опу-
бликовала заметку «История одной
библиотеки», где приводился ряд
непроверенных фактов, на которые
и указала Т. Г. Карцова. Автор за-
метки утверждал, в частности, что
А. В. Панаева «принадлежа к артисти-
ческому кругу.
.. пренебрегла оперной
сценой, считая артистическую дея-
тельность ниже своего достоинства.
После смерти певицы.
блестящее
нотное собрание пожелали купить
у ее наследников Британский му-
зей, Национальная библиотека в
Париже и Петербургская публичная
библиотека. Однако все эти сделки
по разным причинам расстроились,
библиотека была распродана на-
следниками по частям и дальнейшая
судьба ее неизвестна»17.
В письме редактору Т. Г. Карцова,
заметив, что ее мать «жива и здорова»
и «никогда не пренебрегала своей
профессией», а наследники не рас-
продавали библиотеку, сообщала:
«Что же касается ее музыкальной
библиотеки, то она была продана
моей матерью вследствие стесненных
обстоятельств во время ее тяжелой
болезни за минимальные суммы
частью Ленинградской консерва-
тории, частью Московской, частью
Харьковской и, наконец, часть ее
была куплена «Международной
книгой»18. В «Обзоре и описи архива
А. В. Панаевой-Карцовой» есть уточ-
нение, что Московской консерватори-
ей было куплено 800 томов19.
В заключение несколько слов о
судьбе архива. А. В. Панаева и ее дочь
умерли зимой 1942 года в блокадном
Ленинграде. Еще до войны певица
передала ряд своих материалов в
Центральный архив литературы и
искусства в Москве, в Дом-музей
П. И. Чайковского в Клину, в мо-
сковский Литературный музей. Но
многое оставалось у нее на квартире
в Ленинграде. В блокадную зиму 1942
года эта часть архива, по-видимому, и
оказалась у Н. Е. Буренина, который
в течение многих лет был знаком с
А. В. Панаевой.
1
История одной библиотеки / / Советское искусство. 1938. 28 янв. С. 4.
2
Чепикова С. А. Панаевы / / Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий
России. СПб., 2000. С. 164.
3 Советское искусство. 1938. 28 янв.
4 Чепикова С. В. Указ. соч.; Фонды Государственного музея политической истории
России (ГМ ПИР). Ф.П. 18077. С. 6; Советское искусство. 1938. 28 янв.
5 Чепикова С. В. Указ. соч.
6 Советское искусство. 1938. 28 янв.
7 Фонды ГМ ПИР. Ф. П. 18077/ Ж-41.
8 Там же. Ф. П. 18077/ К-72.
9 Там же. Ф. П. 18077/ К- 88.
10 Там же. Ф. П. 18077/ З-32.
11 Там же. Ф. П. 18077/ К-88.
12 Там же. Ф. П. 18077/ К-92.
13 Там же. Ф. П. 18077/ Ж-129.
14 Там же. Ф. П. 18077/ К- 92.
15 Там же. Ф. П. 18077/ К-89.
16 Там же. Ф. П. 18077/ 3-33.
17 Советское искусство. 1938. 28 янв.
18 Фонды ГМ ПИР. Ф. П. 18077/ 3-38.
19 Там же. Ф. П. 18077. С. 6.
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 83 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст