М
узыкальные маршруты
BCEMlPIiblÜ ÜOHTOP.i.lft союль. Лссія.
UNION POSTALE UNIVERSELLE. RUSSIE/t
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО. - СЛКТЕ POS'
/f36r-
Лицевая сторона почтовой открытки,
посланной С. Рахманиновым в Санкт-Петербург
05.11.1903 в квартиру Прибытковых
в Конюшенном ведомстве
(совр. адрес - канал Грибоедова, д. 3).
Копия с оригинала;
РНБ, р. 1936, акт № 134/34
Лицевая сторона почтовой открытки от 02.02.1910
с портретом С. Рахманинова, посланной им
в Санкт-Петербург из Америки, с надписью:
«Благодарю тебя, племянница, за твое приглашение.
Скоро буду у вас и посмотрю на тебя, какая ты
теперь стала <.
..>. Твой дядя Сережа».
Копия с оригинала; РНБ, р. 1936, акт № 134/32
Но в силу своего характера
Сергей Васильевич не мог не вол-
новаться перед премьерой. Жена
А. И. Зилоти Вера Павловна15 описала
те дни в письмах к сестре: «Рахманинов
здесь ужасно сморщился, сейчас пер-
вая репетиция. Сережа так волнуется,
вещь предлинная и была инструмен-
тована с большими трудами и медлен-
но; он говорит, что если ему сегодня
не понравится (он ее нигде еще не
пробовал исполнять), то он “удерет”
с симфонией сегодня же.
..»16
И, наконец, 26 января 1908 года
Симфония № 2 ми минор ор. 27
С. В. Рахманинова впервые про-
звучала в зале Мариинского театра
(это еще один заметный юбилей
2008 года). Первые отзывы о новом
сочинении появились в петербург-
ских газетах:
«Вчера в концерте Зилоти мы
познакомились с новой (второй) сим-
фонией Рахманинова, которая была
прослушана всеми с живейшим вни-
манием и искренним наслаждением.
Она имела большой, очень дружный
успех и без сомнения займет видное
место среди произведений этого
ряда, - писал В. Коломийцов в газете
“Русь”. - Подкупает она, главным
образом, свежей силой, теплотой и
ясностью своего мелоса: интересная
полифоническая работа нигде не
затемняет фантазии композитора.
Настроения грусти сменяются акцен-
тами бурной страстности.
Во всем
много оригинального, личного и не-
посредственного. Правда, симфония
отмечена печатью “чайковизма” (осо-
бенно в первой части) и “вагнеризма”
(например, в скерцо), но тут мы име-
ем дело не столько с индивидуальной
подчиненностью, сколько - в гораздо
большей степени - с тем духовным
родством и той
преемственностью,
которые наблюдаются и в творчестве
самых крупных художников.
..
Немало своеобразного и в инстру-
ментовке Рахманинова, чуждой всякой
вычурности, даже несколько суровой
и всегда художественно-экономной в
применении оркестровых красок. Все
это служит неизбежным залогом тому,
что последние следы подражатель-
ности исчезнут в творчестве нашего
композитора и тогда окончательно
разовьется его мелодический дар.
Симфония Рахманинова произ-
водит впечатление
простоты.
Это
одно из тех счастливых произведе-
ний, которые способны доставить
сознательное наслаждение слушате-
лю, не требуя от него предваритель-
ного изучения партитуры.
..
Композитор сам представил нам
свое новое произведение, то есть
лично руководил оркестром, и при
этом показал себя превосходным
дирижером, - под маской сдер-
жанности полным темперамента,
умеющим распределять звучности
и вообще вполне подчиняющим
оркестрантов своим очень опреде-
ленным намерениям.
..»17.
Вторая симфония Рахманино-
ва одержала безусловную победу.
Десять лет и десять месяцев назад
Санкт-Петербург был свидетелем
разгрома его Первой симфонии.
..
Возможно, Рахманинов намеренно
показал новую симфонию впервые
именно в северной столице - но на
этот раз он добился триумфа. И если
не так давно петербургская пресса
несколько отстраненно упоминала
в одной из статей «московского
композитора С. Рахманинова»18,
то теперь появилось выражение:
«...наш композитор»19.
В том вечере Сергей Василье-
вич выступал только в качестве
дирижера: во втором отделении он
аккомпанировал Александру Зи-
лоти в Концерте для фортепиано с
оркестром Э. Грига.
Спустя два дня, 28 января 1908
года, в камерном вечере «Кон-
цертов А. Зилоти» в Малом зале
Санкт-Петербургской консервато-
рии прозвучало Элегическое трио
С. В. Рахманинова ре минор соч. 9
«Памяти великого художника». Пар-
тию фортепиано играл автор; партии
скрипки и виолончели - члены квар-
тета герцога Г. Мекленбургского20
Б. Каменский и С. Буткевич. Холодно
принятое при первом столичном ис-
полнении в 1894 году петербургским
Обществом музыкальных собраний,
теперь юношеское произведение
С.
В. Рахманинова поразило слу-
шателей. Оно произвело сильное
впечатление своей стройностью,
гармоничностью, благородством со-
держания. Газеты писали: «Трио по-
священо памяти Чайковского - и это
посвящение оказалось достойным.
Та внушительная овация, которая
была устроена автору, с превос-
ходной законченностью передавше-
му фортепианную партию, служит
ясным показателем, что Рахманинов
захватил нашу публику»21.
Малый зал консерватории был
переполнен, публика принимала
композитора восторженно, игра
его произвела незабываемое впе-
чатление.
8 7
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 86 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст