М
узыкальные маршруты
за Концерт № 2 для фортепиано с
оркестром. Так же высоко оценил
Римский-Корсаков Вторую симфо-
нию Рахманинова, хотя усматривал
в ней некоторые, на свой взгляд, не-
достатки27, и вскоре после «Весны»
она также была удостоена Премии
имени М. И. Глинки28.
Н. А. Римский-Корсаков при-
сутствовал на всех значительных
премьерах рахманиновских сочине-
ний в Санкт-Петербурге. Но отме-
чал он успехи Рахманинова скорее
не сердцем, а разумом, по выраже-
нию А. В. Оссовского. Рахманинов
знал это и, бывая чрезвычайно редко
у Беляева, еще реже - у Римского-
Корсакова, гордо сторонился их
круга. Но, как талантливый и умный
художник, Рахманинов относился
к Римскому-Корсакову благого-
вейно. А. В. Оссовский вспоминал,
как однажды, в 1903 году, когда на
вечере у А. И. Зилоти собравшиеся
музыканты отмечали десятилетие
смерти П. И. Чайковского, Сергей
Васильевич высказал мнение обо
всем, что отличало стиль работы
и само творчество Н. А. Римского-
Корсакова и П. И. Чайковского. Он
восхищался дисциплинированно-
стью Николая Андреевича, высокой
требовательностью к себе, видел
в его музыке «тончайшую работу
интеллекта и воли», в то время как в
стиле работы Чайковского немалую
роль играло душевное настроение.
«Но оба сходились в одном: надо
работать и работать, - тогда и вдох-
новение придет»29, - закончил тогда
свои слова Рахманинов.
Лишь в 1904-1905 годах, когда
под руководством Сергея Василье-
вича в Большом театре начались
репетиции оперы Н. А. Римского-
Корсакова «Пан-воевода», оба
музыканта познакомились ближе и
лучше узнали друг друга. Оскар фон
Риземан позднее записал воспоми-
нания С. В. Рахманинова об этом
времени: «Я словно пробудился от
дурного сна, стряхнул с себя все
московские предрассудки против
великого петербургского компози-
тора. Я понял всю художественную
искренность и неподкупность,
которые вдохновляли Римского-
Корсакова.
.. Я в самом деле полюбил
его, и это чувство усиливалось во
мне день ото дня. Сотрудничество
с Римским-Корсаковым сослужило
мне хорошую службу.
..»30.
Бывая на репетициях своей
оперы и наблюдая работу Рахма-
нинова, Римский-Корсаков также
не мог не оценить таланта Сергея
Васильевича и его личного обаяния,
благодаря чему давний «лед» в их
личных отношениях окончательно
«растаял». Известно, что Римский-
Корсаков несколько раз бывал в те
дни в доме Рахманиновых.
В «Летописи моей музыкальной
жизни» Н. А. Римский-Корсаков так
описал премьеру «Пана-воеводы»:
«Дирижировал талантливый Рах-
манинов. Опера оказалась разучен-
ною хорошо. Оркестр и хоры шли
превосходно. Я был доволен тем,
как опера выходит в голосах и ор-
кестре. Вся оркестровка удалась
вполне. Начало оперы, ноктюрн,
сцена гадания, мазурка, краковяк,
польский pianissimo не оставляли
желать ничего лучшего»31.
Много лет спустя Оскар фон
Риземан записал воспоминания
Рахманинова о том периоде: «Ду-
маю, что могу спокойно и без
ложной скромности сказать, что
Римский-Корсаков ответил на мою
любовь к его искусству и личной
симпатией, и высокой оценкой моей
дирижерской работы. Он выразил
желание, чтобы его опера “[Сказа-
ние о невидимом граде] Китеж[е и
деве Февронии]”, которую он в то
время заканчивал, была впервые
поставлена в Большом театре под
моим управлением»32 (к сожалению,
эта постановка не осуществилась,
так как Рахманинов ушел из театра
до начала той работы).
Вплоть до своей кончины
Римский-Корсаков продолжал
интересоваться творчеством Рах-
манинова.
1914-1917 ГОДЫ
...Наверное, отъезд Рахманино-
ва из России был предрешен уже
в самом начале Первой мировой
войны.
Летом
1914
года
Санкт-
Петербург, как и вся Россия, пере-
живал тяжелые дни. Начались мас-
совые беспорядки. Остановилось
движение трамваев, вагоны были
разбиты какими-то варварами; хао-
тично вспыхивала на улицах и во
дворах стрельба, скакали по улицам
казаки. Шатались толпы народа, не-
которые люди размахивали флагами
и выкрикивали патриотические ло-
зунги. Город вскоре переименовали,
заменив немецкое название на его
русский аналог - «Петроград».
На Неве стояли военные ко-
рабли. Дворцовый, Троицкий и Ли-
тейный мосты стояли разведенные.
Объявили мобилизацию, и вскоре
миллионы солдат двинулись к
границам.
Рахманинов чрезвычайно тяже-
ло переживал то страшное время, от-
кликнувшись на него своей молит-
вой - гениальной «Всенощной». Он
продолжал также свою концертную
Автограф С. Рахманинова на этом рояле, сделанный 23 ноября 1913 года,
после концерта в зале Дворянского собрания, когда композитор
впервые исполнил в столице свою Сонату для фортепиано № 2 ор. 36
и Польку <^е V R.».
Современная фотография
8 9
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 88 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст