у зе и П е т е р б у р га
Ледокол «К раси н »
(к 90-летию истории ледокола-муЗея)
К. Д. Смирнов
В 1913 году правительство цар-
ской России приняло первую про-
грамму строительства ледокольного
судостроения. В ней отводилась
особая роль Европейскому Севе-
ру, представляющему замерзшие
районы Беломорья, Кольского бе-
рега, острова Северного Ледовитого
океана. Была создана Экспедиция
Северного Ледовитого океана,
рассчитанная в основном на произ-
водство гидрографических работ на
море и в устьях сибирских рек. Для
военных целей организовали Се-
верную ледокольную флотилию, в
которую были собраны за короткий
срок в три-четыре года 10 ледоколов
и 14 ледокольных судов. В Первую
мировую войну она сыграла важную
роль в обеспечении зимних плава-
ний на Севере. Нужен был мощный
ледокол для работы в горле Белого
моря, к чему предназначался ледо-
кол «Святогор».
Первый паровой «Красин»
(бывший «Святогор») прошел
длинный, богатый событиями путь,
особенно при плавании в полярных
широтах.
«Святогор» строили в Англии
на верфи Армстронга в Ньюкастле.
Наблюдал за постройкой поручик
корпуса корабельных инженеров
К. Ф. Дриженко, курировал строи-
тельство полковник, впоследствии
генерал-майор, А. П. Шершов.
1
октября 1916 года «Святогор»
официально был внесен в списки
русского военно-морского флота в
класс морских ледоколов. Коман-
довал судном старший лейтенант
К. К. Неупокоев, бывший командир
ледокольного парохода «Вайгач»
во время легендарного перехода по
трассе Северного морского пути в
1914-1915 годах.
«Святогор» не имел принципи-
альных отличий по теоретическому
чертежу и конструкции корпуса
от прототипа (ледокола «Ермак»),
однако некоторые различия были
обусловлены главным образом
Л. Б. Красин.
Худ. Н. И. Шарф
принадлежностью к ВМФ и целе-
вой работой в горле Белого моря.
Эти отличия касались более узкого
ледового пояса, меньшего подъема
срезанной части форштевня над
ватерлинией, отсутствие кормового
выреза для буксировки вплотную,
поскольку ледокол нес боевое во-
оружение - пушки 120 мм и 76 мм,
для умерения качки при стрельбе
он имел бортовые були, неравно-
мерную толщину листов бортовой
обшивки, особенно на скулах и в
местах перехода в средней части.
В остальном «Святогор» по-
вторял «Ермак» без существенных
изменений. Первый корпусный
лист был заложен прямо на стапеле
12 января 1916 года. Работы шли
споро, уже к маю был собран кор-
пус, отлиты штевни и разработаны
чертежи внутренних помещений.
3 августа состоялся спуск судна
на воду. Через два дня на заводе в
Мидлсбро начали установку котлов
и трех поршневых паровых машин
марки «Ричардсон, Вестгарт и К0».
В октябре «Святогор» зачис-
лили в класс ледоколов, из Архан-
гельска в Лондон выехала коман-
да. 27 ноября 1916 года начались
швартовые испытания, а в конце
декабря состоялся выход в море под
машинами.
В разгар февральских револю-
ционных событий 1917 года в Рос-
сии «Святогор» прибыл на север, в
Архангельск.
По прибытии ледокола в Архан-
гельск в июле 1917 года командова-
ние ледоколом принял поручик по
Адмиралтейству Н. К. Дрейер.
Нью-Кастл, Великобритания. Ледокол «Святогор» (будущий «Красин»)
выходит на ходовые испытания.
Декабрь 1916 г.
9
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 8 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст