М
узыкальные маршруты
9 0
деятельность, часто играл в благо-
творительных концертах в помощь
фронту, не отказываясь даже от
летних выступлений.
1915 и 1916 годы насыщены
обилием приездов С. В. Рахмани-
нова в Петроград: частные благо-
творительные концерты, вечера
в Малом зале консерватории, где
впервые прозвучали романсы 38-го
орш’а (в исполнении Н. П. Кошиц),
затем Этюды-картины, соч. 39; ис-
полнение «Колоколов» и других
сочинений, цикл концертов памяти
А. Н. Скрябина.
..
Несмотря на громкий успех,
Рахманинов чувствовал себя со-
старившимся и слабым. «Кажется
придет скоро время, когда придется
устраивать концерты в пользу ста-
рого, больного композитора Рахма-
нинова»33, - грустно иронизировал
он в письме к племяннице. Тяжелые
вести с войны, несколько призывов
для переосвидетельствования, бес-
покойство за семью и многое дру-
гое - все это мешало Рахманинову
сосредоточиться на работе. «Тоска
и тоска!.
. сейчас я полуживой че-
ловек.
..»34 - жалуется он в письме к
А. Б. Гольденвейзеру.
1916 год закончился невесе-
лыми рождественскими днями. И,
пожалуй, в душе Рахманинова давно
не было такого отчаяния и мрака.
М. С. Шагинян35 вспоминала, как
Рахманинов тосковал в ту зиму, как
хотел высказать ей что-то неизъяс-
нимо тревожное, что угнетало его
душу. Позднее, уже после февраля
1917 года, Сергей Васильевич пове-
дал Мариэтте Сергеевне, что «удру-
чен развитием революции, боится за
свое имение, за судьбу детей, боится
«остаться нищим»36.
...Начало 1917 года в Петрограде
был суровым.
Стояли хмурые морозные дни,
падал густой снег, вихрилась вьюга.
Стало плохо с хлебом, да и вообще
со всем продовольствием.
Но жизнь театров и концертных
залов оставалась на удивление ин-
тенсивной. «Концерты А. Зилоти»
в Петрограде также продолжали
плодотворное существование.
Перед очередной гастрольной
поездкой С. В. Рахманинов писал
брату:
«Милый мой Саша, твоя Вера и
ты - Вы мне обещали сказать, когда
моя остановка у Вас в квартире Вам
будет неудобна. Я знаю, что к Вам
С. Рахманинов. Петроград.
1916 г. Редкое фото.
Ателье Буассона и Энглера
вернулась Оксана [дочь Зилоти] и
живет теперь дома. Я же приезжаю
в Петроград 20 февраля.
Посылаю тебе точную програм-
му концерта 21 февраля:
1) Шесть прелюдий
(сІБ-шо11, Е^иг, ^шо11, D-duг,
g-mo11, G-dиг)
2) Варьяции на тему Шопена
соч. 22
3) Пять этюдов-картин соч. 33
(Кшо11, Еб^ иг, вБ-шоП, g-mo11,
СІ8-ШОІ1)
Антракт 20 минут
4) 9 этюдов-картин соч. 39
(С^иг, а-шо11, Кшо11, Ь-шо11, вБ-
шо11, а-шо11, в-шо11, d-mo11, D-dиг).
Программу сократил (на четы-
ре прелюдии и один этюд), иначе
она ужасно длинная. Не выдержи-
ваю!.
.»37.
Не установлено точно, где остано-
вился в тот свой приезд С. В. Рахмани-
нов. Как видно из приведенного письма,
он решил не стеснять семью Алексан-
дра Зилоти. Вероятно, Рахманинова
пригласили его родственники по
матери, Мензенкампф-Стрельниковы
(в семье их потомков существует такая
легенда). Они жили тогда на Невском
проспекте в доме 15838. Сергей Васи-
льевич и раньше бывал там, благодаря
чему в семье Мензенкампфов имелась
традиция хранить для него особый,
только ему предназначенный столо-
вый прибор, что очень импонировало
композитору.
Вечером 20 февраля Рахманинов
был на репетиции (на Моховой улице,
в Тенишевском училище), после чего
ужинал у Зилоти в его квартире на
Крюковом канале. Собралось много
родных и друзей, так как шла мас-
леная неделя. Но общее настроение
было все же подавленным, особенно
у Сергея Васильевича.
ТЕНИШЕВСКОЕ
УЧИЛИЩЕ
Тем не менее концерт его, состо-
явшийся 21 февраля 1917 года в зале
Тенишевского училища39, прошел
великолепно. Рахманинову были
устроены столь оглушительные
овации, что программа, намеченная
им ранее в письме к Зилоти, значи-
тельно увеличилась. Сергей Васи-
льевич сыграл на «бис» десять (!)
прелюдий из разных своих циклов
и этюд-картину.
Вечером следующего дня, по-
сле скромного ужина на квартире
А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов уехал
из Петрограда. Никто не знал тогда,
что состоявшийся накануне концерт
больше никогда не повторится, что то
было последнее столичное выступле-
ние великого музыканта.
В тот свой приезд, в февраль-
ские дни 1917 года, Рахманинов
встречался также со своими колле-
гами по «Русскому музыкальному
фонду», о работе которого необхо-
димо рассказать.
«Русский музыкальный фонд»
(общество для помощи нуждаю-
щимся музыкантам и их семьям)
был создан в Петрограде в 1916
году по инициативе А. И. Зилоти.
Официально «Фонд» начал свое
существование с июня 1916 года,
когда был утвержден его устав.
Первым и ближайшим помощни-
ком в организации «Фонда» стал
А. В. Оссовский, многолетний
сотрудник А. И. Зилоти по его
«Концертам». В совет «Русско-
го музыкального фонда» вошли
А. К. Глазунов, М. И. Терещенко,
А. А. Дидерихс, А. К. Коутс,
А. М. Горький, С. К. Маковский,
Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахмани-
нов и другие. По свидетельству
З. А. Прибытковой40, толчком к соз-
данию «Фонда», давно задуманного
музыкантами, явилась внезапная
смерть А. Н. Скрябина, из-за чего
семья композитора осталась без
средств к существованию. Но сам
«Фонд» в первое время не рас-
полагал большими возможностями.
А. В. Оссовский писал: «Приток
средств был недостаточен для раз-
История Петербурга. № 1 (41)/2008
предыдущая страница 89 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №41 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст