П
,
утешествие по городу
Н. И. Каралаш-Марухина
300-летней истории
со дня образования
Общества санкт-петербургских лоцманов
посвящается
10
Лоцманская церковь. Лоцманский (Подзорный) остров.
Фото Карла Буллы. До 1914 г.
Основав новую столицу на
берегах Невы, Петр I постоянно за-
ботился о том, чтобы созданный им
Петербург могли беспрепятственно
посещать иностранные корабли.
Первые проводки кораблей для
своего будущего флота осуществлял
сам государь Петр Алексеевич. В
октябре 1703 года он лично привел
в Петербург из Олонецкой верфи
28-пушечный фрегат «Штандарт»
вместе с другими судами. Чтоб
точно знать морские глубины до
пустынного острова Котлина (Ре-
тусари), он первым с лотом в руках
измерил их: «К северу, со стороны
Финляндии, нашел, что море по
камням и мелям для кораблей не-
проходимо, а на юге фарватер был
свободен и открыт». Российский
государь личным примером участ-
вовал в различных делах, не обошел
в этом отношении и лоцманское
дело1. Петербургские лоцманы мо-
гут гордиться, что первым лоцманом
их региона был сам Петр Великий.
Лоцманская команда нарож-
давшегося Санкт-Петербургского
порта появилась одновременно с
основанием города. С открытием на-
вигации 1704 года А. Д. Меньшиков
писал коменданту Олонецкой вер-
фи И. Я. Яковлеву: «Да промысли
вожей числом с десять, которые зна-
ют с Олонца путь в Корелы, а паче
тех, которые туда от Шлютенбурха
езживали, и пришли их сюда.
.. Да
для Бога поспеши в деле как мочно».
По этому письму в мае на вновь
построенных судах было прислано в
Петербург восемь лоцманов. В силу
военных действий деятельность
первых лоцманов была направлена
вверх по Неве до Олонца. С оттес-
нением шведов от строившейся
столицы, падением Выборга, Нарвы
и Ревеля (Таллин) деятельность
петербургских лоцманов расширя-
лась. Первоначально число лоцма-
нов было не ограничено, их искали
везде - среди местных жителей, в
войсках и даже среди военноплен-
ных, для них не существовало ка-
кой-либо организации. С 1705 года
при Санкт-Петербургском порту
состояло на службе до 14 лоцманов,
которые исполняли эту обязанность
в числе других натуральных повин-
ностей. Они находились в ведении
вице-адмирала Крюйса, который
был командующим зарождавшего-
ся военно-морского флота, ведал
Адмиралтейством, вооружением
флота, верфями и строительством
новых кораблей.
Официальное образование лоц-
манского общества при Санкт-Пе-
тербургском порту относится к 16
апреля 1709 года, когда лоцманы
устья реки Невы в количестве 11
человек с семьями (всего 74 души)
решением его царского величества
были выделены из «податного со-
словия» и определены на государеву
службу. От казны они получали в
месяц жалованья по 50 копеек и
столько же на «провиант». Сверх
того, лоцманам было разрешено,
«взымать» по 1 рублю за проводки
торговых судов по большому фар-
ватеру, а от городской ратуши они
получали особую плату за содержа-
ние фарватера и знаков в «исправ-
ности». Независимо от того им были
отведены земли для сенных покосов
и огородов, а самим царем даровано
право пользоваться рыбными то-
нями на Большом и Корабельном
фарватерах и иметь «заколы» около
мелей. Заканчивался царский указ
так: «Тако ж в домы их, лоцманов,
никакого постоя всяких чинов лю-
дей не чинить и ни кому у них лодок
и рыболовных снастей не отнимат
до времени, покамест они Царскому
Величеству верно служатъ»2.
В 1710 году была издана пер-
вая «инструкция» для лоцманов,
которой они руководствовались в
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 9 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст