Ледокол «К раси н »
(к 90-летию историиледокола-музея)*
К. Д . Смирнов
узеи Петербурга
14
Ледокол «Красин».
Современная фотография
В 1932 году в Баренцевом море,
вблизи острова Вейгач, зазимовал
ледокол «Ленин», затертый тяже-
лыми льдами. 7 февраля на выручку
ему был послан ледокол «Красин»,
который, несмотря на зимнее время,
вышел из Ленинграда в Арктику,
чтобы помочь ледоколу «Ленин».
Факт этот примечательный тем, что
«Красин», не убоявшийся полярных
льдов, вышел спасать застрявший
ледокол.
Из славной истории ледокола
отметим следующие эпизоды. В
зимнее время 1933 года «Красин»
пробился к северной оконечности
островов Новая Земля. За 28 дней
похода, который Ю. В. Визе расценил,
как исторический, он «.
..блестяще
доказал то, что путем применения
ледоколов возможности навигации
в арктических водах расширяются в
невиданных доселе размерах.».
Вкратце история похода такова.
В 1932 году Севморзверпром от-
правил на становища Новой Земли
сезонных рабочих с семьями. К на-
чалу зимы сезонники попали в тяже-
лое положение с продовольствием.
Пароход «В. Русанов» не смог про-
биться через льды. В декабре туда
направили ледокольный пароход
«Таймыр» вместе с промысловым
судном «Ленсовет». Но и им не
удалось пройти. В конце января к
зимовщикам пробились берегом
на 9 собачьих упряжках: привезли
снаряжение, продовольствие, за-
брали двух больных женщин, но до
северных становищ не добрались и
на собаках. Тогда на выручку вышел
«Красин» под командованием капи-
тана Я. П. Легздина. На борту был
большой трехмоторный самолет с
Б. Г. Чухновским. Общее руковод-
ство осуществлял М. И. Шевелев.
Ледокол вышел из Мурманска
17 марта 1933 года. 21 марта в бухте
залива Смидовича остановились в
* Окончание. Начало в № 1 (41), 2008 г.
10 км от берега и по льду, на собаках
и аэросанях, доставили зимовщикам
грузы, забрали больных, осталь-
ным оказали помощь на месте. На
некоторые становища забросили
грузы с самолета. Летали в шторм
и непогоду. Вместо 4 точек ледо-
кол посетил 6 и вместо плановых
45 суток управился за 28.
Мурманчане восторженно
приветствовали героический по-
ход «Красина» к Новой Земле в
разгар зимы.
Из опыта плавания «Красина»
к Новой Земле в марте-апреле 1932
года в судовом журнале сохранились
записи о двух сжатиях ледокола.
Первое в береговом припае Русской
Гавани во льду толщиной до 0,7 м.
Сжатие началось внезапно при из-
менении силы ветра до семи баллов.
Ветер изменился на западный, и лед
начало ломать, судно задрейфовало
к берегу. В отчете о походе это зву-
чит так: «.Судно дрожало, напор
был сильным. У правого борта лед
скрипел, ломался и шел на корпус,
а у левого борта он только обламы-
вался. Судно подавалось не плавно,
а рывками, иногда наблюдался крен
в 2-30. Лед у левого борта торосил-
ся, а у правого было чисто. Левая
машина под напором битого льда
непроворачивалась.
Потом лед стал тороситься у
правого борта, а у левого было чисто.
Торосы у правого борта достигали 7-8
футов высоты, лед стал подниматься
на палубу. Машина, перегородки и
трубопроводы испытывали сильную
и частую вибрацию. Дрейф продол-
жался один час и 15 минут».
«.Второе сжатие произошло в
широте 70011' нордовой и долготе
68053' остовой. Ледокол вошел в
образующийся торос на стыке двух
ледовых полей - его сразу зажало.
Лед доходил до двух метров. Ле-
докол делал попытки вырваться из
тороса, но это было бесполезно. Лед
крепко зажал его. Работа всех судо-
вых машин была бесплодной. Под
давлением западного ветра ледокол
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 13 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст