М
узеи Петербурга
начал дрейфовать влево. Судно дро-
жало. Иногда было заметно, что нос
или корма приподнимаются на 5-6
дюймов. Как и в Русской Гавани,
судовые машины не смогли оказать
ледоколу никакой помощи.
..».
Плавание обнаружило следу-
ющие характерные повреждения
корпуса ледокола: расстройство
заклепочных соединений, гофри-
ровку наружной обшивки, вмятины,
разрывы листов наружной обшивки,
разрушение частей набора и появле-
ние в корпусе остаточных деформа-
ций, трещины, поломка валов, рулей
и лопастей гребного винта.
К началу навигации 1935 года
Восточный сектор Арктики имел 8
полярных станций, оснащенных ба-
зами самолетов типа «Р-6», главным
образом на мысе Шмидта. В Чукот-
ском море на ледоколе «Красин»
были проведены крупные научные
исследования: обследовали «.редко
посещаемую судами область моря
к северу от островов Врангеля и
Геральда, взяты пробы глубин на
74 комплексных гидрографических
станциях, измерения течений, взяты
пробы грунта, уточнены положения
островов Геральда и магнитные кар-
ты, а также береговая линия вдоль
всей Чукотки». Группа сотрудников
Гидрографического управления во
Владивостоке установила шесть
опознавательных знаков между
мысами Шмидта и Уэлен.
Создавались условия для нор-
мальной эксплуатации всей трассы
СМП. За навигацию 1935 года по
трассе прошло 13 судов сквозными
рейсами, шесть из них достигли
реки Колымы с грузами для Даль-
строя. Обеспечивал всю навигацию
постоянно ледокол «Красин».
Особенностью навигации яви-
лась довольно слабая ледовая об-
становка, что позволило провести
ряд наблюдений за состоянием
льда и выполнить тензометриче-
ские замеры по прочности корпуса
с выдачей рекомендаций в проект
создания нового мощного ледоко-
ла проекта 51 типа «И. Сталин».
Тогда же ледокол «Красин» про-
бился в бухту Роджерса на острове
Врангеля. Научные работы прово-
дились группой под руководством
Г. Е. Рахманова, а начальником
экспедиции был Д. С. Дуплицкий.
Научная группа взяла свыше двух
тысяч проб воды, оборудовала
10 магнитных пунктов, составила
карты солености, температур и
динамическую карту для второй по-
ловины июля, исследовала состоя-
ние льда. Был обнаружен участок
Сибирской материковой отмели с
глубинным желобом, идущим по
меридиану острова Геральда.
В 1936 году научные исследо-
вания на «Красине» проходили в
июне-июле месяцах на переходе
Петропавловск-Камчатск - бухта
Амбарчик, в августе в Восточно-
Сибирском море от мыса Шмидта до
Певека и в районе острова Врангеля,
захватывая переходы Ванкарем-Пе-
век, Айонский ледяной массив так
называемое «Колючинское пятно»
и обратно до рейда Анадыря. Эти
исследования были вызваны уточ-
нениями исходных данных по про-
чности корпуса будущих ледоколов
для трассы СМП.
В сентябре 1936 года в Вос-
точном секторе Арктики прошли
с запада на восток военные ми-
ноносцы «Сталин» и «Воейков»
(бывшие миноносцы типа «Новик»:
«Самсон» и «Лейтенант Ильин»),
которые прошли от Ленинграда по
Беломорско-Балтийскому каналу
в Архангельск, а оттуда по Севмор-
пути в сопровождении ледокола
«Ф. Литке» и п/х «Анадырь» прошли
во Владивосток. В Карском море про-
водку осуществлял ледокол «Ермак»,
в Восточно-Сибирском и Чукотском
морях - ледокол «Красин».
18
сентября караван минонос-
цев встретил молодежный экипаж
ледокола «Красин» под командова-
нием М. П. Белоусова и старпома
М. В. Готского. 20 сентября кара-
ван прошел узкий, забитый льдом
пролив Де Лонга и вывел военные
корабли в Берингово море.
В экспедиции 1936 года ледо-
кол «Красин» выполнял замеры
прочности корпуса самопишущими
прогибометрами. Прогибометры
фиксировали нагрузки борта между
рамными шпангоутами, улавливая,
одновременная ли это нагрузка или
она нагружает только отдельные
шпангоуты этого участка. Одно-
временно учитывались влияние
и особенности ледового покрова,
оценка ледовых качеств ледокола
с выявлением его конструктивных
недостатков и другие задачи.
Помимо прогибометров исполь-
зовались на борту 20 движков НИИ
с десятикратным увеличением,
позволявшим проводить замеры с
точность до 0,1 мм, микротрические
индикаторы - 4 шт., тензометры
Гутенбергера - 6 шт., и тенсографы
Гейгера. Применяемая техника по-
зволяла замерять максимальные
остаточные деформации на днище, в
нос и корму от миделя, напряжения
в ледовом поясе и скуле. Регистри-
ровались также нагрузка в работе
концевых шпангоутов и книц у глав-
ной палубы и отдельные участки
более легкого набора выше главной
палубы. Из 70 дней испытаний 13
дней выпало на проводку транс-
портных караванов, из остальных:
22 дня проводились испытания носо-
вых и кормовых дифферентных ци-
стерн, изучение ледовой обстановки
и учета ледопроходимости - 16 дней,
выполнение замеров нагрузки во вре-
мя плавания во льдах - 19 дней.
Ледокол «Красин» в Ленинградском порту.
1928 г.
15
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 14 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст