М
узеи Петербурга
и средствами дегазации района.
Санпропускник располагался в по-
мещении бани и душевой с двумя
выходами через оборудованные
тамбуры. Грязная одежда склады-
валась в прорезиненные мешки и
уничтожалась.
Подготовка помещений под мо-
бвариант была продумана с целью
исполнения программы в течение
капитального ремонта.
Мобварианты были проработа-
ны тщательно, вплоть до процесса
затемнения ледокола в ночное вре-
мя: на всех дверях в целях светомас-
кировки устанавливались дверные
выключатели.
Войну с Германией 22 июня
1941 года ледокол «Красин» встре-
тил в бухте Провидения, готовясь
начать летнюю навигацию в Вос-
точном секторе Арктики. Выполняя
текущие задания по проводке судов,
ледокол попытался пройти в За-
падный сектор, но тяжелая ледовая
обстановка в проливе Вилькицкого
не позволила это сделать. В сен-
тябре 1941 года от мыса Челюскин
«Красин» был отправлен на ремонт
и модернизацию в США.
Срочно специалистами ЦКБ-4
стала готовиться документация на
капитальный ремонт и модерниза-
цию с учетом требований американ-
ского судостроения.
В связи с этим начальник Управ-
ления арктического флота и портов
при ГУСМП А. С. Колесниченко
так определил задачи ЦКБ-4: «.
..так
как модернизацию и капремонт л/к
“Красин” предполагается провести в
одном из портов США, то возможно
некоторое сокращение объема техни-
ческого проекта. Техпроект должен
предусматривать мобподкрепление и
устройства для возможности воору-
жения ледокола в дальнейшем, в на-
ших портах». Чуть позже, письмом от
8 сентября 1941 года, Колесниченко
определил: «. предложенный Вами
объем работ технического задания,
выданных Управлением Корабле-
строения ВМФ для ледокола “Кра-
син”, подтверждается. Надо иметь в
виду, что не исключена возможность
установки заграничных не только
ПУСов, но и орудий».
Так от берегов Таймыра «Кра-
син» двинулся в длительный кру-
госветный поход через Сиэтл -
Панамский канал - Балтимор
- Галифакс - Глазго - Рейкьявик
- Мурманск - б. Провидения.
15
300 миль прошел ледокол
через два океана и брудные льды,
чтобы быть готовым обеспечить лет-
нюю арктическую навигацию 1942
года в Западном секторе Арктики.
В Балтиморе он успел поставить
кормовую трехдюймовую пушку,
шесть пулеметов крупнокалиберных
и четыре малокалиберных, одну из
шести станций парашютных ракет,
предназначенных для воздушного
заграждения от пикирующих само-
летов. Кормовую пушку установили
над буксирной лебедкой, а пулеметы
разместились на мостике и вокруг
дымовых труб, выше уровня шлюп-
балок. Как груз в страну были по-
лучены в ящиках три новые пушки,
16 пулеметов, 2000 снарядов и 220
тысяч патронов к пулеметам.
Из других особенностей инос-
транного вооружения транспор-
тов отмечу в качестве пассивной
защиты от атак с воздуха наличие
специальных ракет, которые уста-
навливались на леерах и планшире
верхнего мостика и имели тягу от
курков, выведенных прямо в ходо-
вую рубку. Ракета выстреливалась
на высоту 400-500 м, затем спус-
калась на одном или спаренных
парашютов, мешая пикирующему
бомбардировщику выполнять при-
цельное бомбометание.
На судно выделялось обычно
четыре ракеты. На «Красине» и ле-
доколе «Монкальм», следовавших
в караване РО-15, такие ракеты
имелись.
В качестве другого средства
воздушной защиты на ледоколе был
воздушный змей. Он запускался
с фок-мачты на высоту в 2-3 км,
выдерживал усилие до 7 тонн. На
ледоколе был комплект из 10 змей.
Наконец, в качестве змея иногда
использовался воздушный баллон,
заполненный водородом.
Для определения углов до цели
и расстояний на судах использова-
лись бинокли-угломеры.
В Глазго на ледокол «Красин»
поставили 12-фунтовые пушки,
трехдюймовые американские пушки
универсального назначения, пять
установок крупнокалиберных пу-
леметов «Браунинг» (12,7 мм) и два
малокалиберных пулемета Гочкисис
(762 мм).
О порядке следования ледокола
в конвое Рейкьявик - Мурманск
сохранились рейсовые донесения
капитана ледокола М. Г. Маркова
военному заместителю начальника
Дальневосточного арктического
пароходства (выдержки из которых
приводятся в этой статье)2:
«26 апреля 1942 года. Из Хваль-
фиорда выходят суда и корабли
эскорта. Доставлены конвойные до-
кументы. Наш номер в конвое 62.
25 судов конвоируют 8 англий-
ских тральщиков.
28
апреля. По распоряжению
флагмана произвели отстрел всего
вооружения. Корабль готов к бою.
Поздно ночью к конвою присоеди-
нились судно ПВО, одна подлодка
и вспомогательное судно.
30 апреля. Подошел океанский
эскорт: 2 крейсера и 6 ЭМ, всего 19
единиц. Прилетел гидросамолет,
который крейсер поднял на борт,
второй крейсер вошел в середину
конвоя и выпустил такой же само-
лет на разведку. 13 часов 15 минут
гидросамолет сделал посадку возле
крейсера. 14 часов. По команде все
оружие приготовлено к бою. Выпу-
стили воздушного змея, водружен-
ного на грот-мачте. Отделились от
конвоя и скрылись эсминец, подлодка
и вспомогательное судно. В эскорте
осталось 16 единиц. В 23 часа 50 ми-
нут эсминец дал выстрел и поднял
сигнал “самолеты противника”. В
23 часа 57 минут появился на левом
фланге “Ю-88”, крейсер открыл по
нему огонь из носовых башен.
0 часов 05 мин. разведчик про-
тивника на расстоянии 3-4 мили,
на высоте 150-200 м облетает весь
конвой. Крейсер и эсминцы ведут
по нему огонь. На ледоколе боевая
тревога.
По курсу судна появился от-
дельно плавающий лед. Проходят
снежные заряды.
22 час. 11 мин. Сигнал с фланга
“ожидается нападение противника”.
Справа от конвоя прошел встречным
курсом бомбардировщик на высоте
500 м. Открыли огонь, стреляли из
всех Эрликонов, пулеметов правого
борта и кормовой пушки. Кроме нас
стрелял почти весь эскорт. Самолет
сбросил бомбы в конце конвоя по
линии нашей колонны. Объятый
дымом он скрылся в юго-западном
направлении.
22 час. 34 мин. впереди и слева
от конвоя показался другой бом-
бардировщик, и стал нападать на
флагмана.
Открыли огонь левым бортом,
вместе с другими судами эскорта.
17
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 16 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст