М
узеи Петербурга
18
Подбитый самолет не успел сбросил
бомбы, скренился на левое крыло
и на полной скорости упал в море,
в 2-3 кабельтовых от флагмана.
Третий бомбардировщик также
слева, не дойдя мили сбросил все
бомбы в море и скрылся. Четвертый
нападал на последние суда, но без-
результатно.
Из-за снежных зарядов, точно
установить число нападений на
конвой не удалось. Все бомбарди-
ровщики были двухмоторными.
В 23 час. 15 мин. видимость
улучшилась, снова показался са-
молет-разведчик. Ушел крейсер,
осталось в эскорте 15 единиц.
2 мая. 8 час. 55 мин. Сигнал с
флагмана “приближаются самолеты
противника”. На горизонте показал-
ся дым. Разошлись со встречным
конвоем, следующим из Мурманска:
12 коммерческих судов в сопрово-
ждении 6 военных судов. Широта -
73023' северная, долгота 13046' остовая
(восточная). Ушел еще один крейсер,
сопровождать их. Осталось 14 еди-
ниц. Слышится близкий гул самоле-
тов. На флагмане сигнал “ожидается
воздушная атака”. На горизонте по
носу заметили самолет.
3 мая. 00 час. 00 мин. широта
72056' северная, долгота - 19048' вос-
точная. Курс - 870. Боевая тревога
продолжается. Задние суда ведут
стрельбу по самолетам, но их плохо
видно из-за снежных зарядов. Справа
на нас на бреющем полете оказалось
5 самолетов, которые развернулись
и легли на боевой курс. Мы от-
крыли огонь из пушек, Эрликонов
и пулеметов. Слышно три взрыва.
Это оказались торпедированными
головные суда из четвертой, пятой
и шестой колонн. Через несколько
секунд 41 “Кап Корсо” взорвался и
его носовая часть форштейнем вверх
скрылась в море. Экипаж погиб.
№ 51, флагман “Ботован” пошел нам
наперерез, неуправляемый после
торпедирования, а № 61 “Ютланд”,
наш головной в колонне, пошел
на нас с правой стороны. Во время
происходивших взрывов ледокол
испытывал сильную детонацию. С
помощью машин отклонились влево,
благополучно разошлись с торпеди-
рованными судами. № 51 и 61 оста-
лись в конце конвоя, где 61 затонут
сразу, а 51 сохранял плавучесть, пока
не был расстрелян своим тральщи-
ком. Экипажи этих судов были сняты
тральщиком и подняты на борт.
Торпедоносцы, их было 5, один
горящим упал возле торпедирован-
ного им парохода № 41, второй сва-
лился в море левее первой колонны,
а третий, так же подбитый, объятый
дымом скрылся в снежном разряде.
Остальные две неизвестно остались
ли целы, так как огонь по ним велся в
упор, когда они шли на конвой. Налет
произошел в широте 72059' северной,
долготе - 20040' восточной. Во время
атаки получили ранение ног старший
машинист Ткаченко и машинист Кри-
ницын, кочегар Вожяков - ранение в
правую лопатку, а кочегар Машинцев
ранение в лицо. Торпедоносцы шли на
малой высоте, было видно как трасси-
рующие пули летели через мостик и
надстройки других судов.
Учитывая возможность по-
вторной попытки, мы все шлюпки
вывалили за борт и приготовили к
спуску.
4
час. 00 мин. немецкий раз-
ведчик продолжал летать вокруг
каравана. “Красин” шел первым
в четвертой колонне, в строю ос-
талось 22 судна. Вокруг конвоя
продолжают безнаказанно летать
самолеты противника. Задраили все
водонепроницаемые двери, закрыты
клинкетные двери между кочегарка-
ми и машиной».
Ледокол сумел не только отбить
воздушные атаки немецких самоле-
тов, но и прикрывать следовавший
с ним слабо вооруженный ледокол
«Монткалым». Конвой подвергался
налетам вражеской авиации еже-
дневно. 4 мая во время жестокого
утреннего боя «Красин» огнем всех
своих точек правого борта встретил
врага настолько точным огнем, что
враг не выдержал. Два торпедоносца
были сбиты, а от дальнейших атак на
ледокол враг отказался.
На девяти из 25 транспортов,
входивших в конвой PQ-15, имелась
бронированная защита от осколков,
пуль и снарядов: ходовая, радиоруб-
ка, артустановки были защищены
стальными или броневыми листами
толщиной в 15-30 мм, или бетон-
ными плитами толщиной в 70-80
миллиметров, крепящимися по
деревянному обрешетнику.
Ходовая рубка защищалась по
всему периметру броневыми лис-
тами высотой до 120 см.
Погреба боезапаса на обычных
транспортах, не оборудовались
вовсе - он хранился свободно в за-
крытом запасном помещении.
Барбеты артустановок защища-
лись по всему контуру броневыми
плитами.
«...5 мая показался о. Кильдни.
Караван построился в одну колонну
и вошел в Кольский залив. На борт
поднялся военный лоцман. Следуем
по заливу.
..»
По прибытии в Мурманск на
ледоколах было проведено перевоо-
ружение, согласно приказу наркома
Военно-морского флота Н. Г. Кузне-
цова № 0049 от 26.05.42. Уже к кон-
цу июля ледокол «Красин» превра-
тился в один из наиболее сильных в
артиллерийском отношении судов
Беломорской военной флотилии,
куда в состав ледокольного отряда
он был направлен приказом ко-
мандующего ВМФ вице-адмирала
Степанова от 10 июля 1942 года.
На ледоколе «Красин» было
установлено шесть трехдюймовых
орудий 50-го калибра: две пушки
на носовой палубе у надстройки по
обеим бортам; две на специальных
бортовых площадках у кормовой
дымовой трубы; две в корме по
ДП с линейно-возвышенным рас-
положением. Для обеспечения
боезапасом оборудовались про-
стейшие погреба: для носовых
орудий по правому борту, на ниж-
ней платформе, для кормовых -
на платформе в корме. Снаряды
подавались наверх специальной
лебедкой на гордене. Для управ-
ления стрельбой в районе грот-
мачты был установлен дальномер
ДМ-3. На трех универсальных
американских пушках имелись
свои телескопические приборы
корректировки артогня.
В противовоздушной обороне
также участвовали семь 20-мм авто-
матов типа Эрликон: два из них сто-
яли на крыльях верхнего мостика по
бортам с объемом в 1920 патронов;
два на специальной площадке у фок-
мачты по бортам; три на кормовой
палубе - два по бортам и один в ДП,
с объемом в 2180 патронов. Шесть
крупнокалиберных пулеметов Брау-
нинг, 12,7 мм, располагались у носо-
вой дымовой трубы на специальной
платформе по два на каждом борту, и
два в районе кормового дальномера
на спецплатформе по бортам. В до-
полнение к ним устанавливались
четыре малокалиберных пулемета
Браунинг, 7,3 мм, по два на каждом
борту в средней части верхней
палубы.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 17 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст