М
узеи Петербурга
Установка артиллерийского
вооружения требовала подкрепле-
ния корпуса и внутренней пере-
стройки помещений для хранения
боезапасов. Для пушек требовалась
установка подпалубных барабанов,
подкреплений под дальномеры, бар-
бетов под артиллерийские автоматы
Эрликон, под кранцы первых вы-
стрелов. По «Красину» корпусное
переоборудование проводилось по
решению Военного совета Северно-
го флота № 041 от 28.06.42. Погреба
переоборудовались с таким рас-
четом, чтобы иметь 3000 снарядов
для пушек, 9000 патронов для ав-
томатов Эрликон, 39 000 патронов
для крупнокалиберных пулеметов
Браунинг и 40 000 патронов для
малокалиберных пулеметов3.
Помимо этого требовалось со-
здание специальных жилых по-
мещений для военизированной
команды. С учетом размещения во-
оружения оборудовались кубрики
на носу и в корме.
По аналогии с ледоколом
«И. Сталин» временный штат вое-
низированной команды на ледоколе
«Красин» 026/269-А определялся в
68 человек.
С начала навигации 1942 года
ледокол после перевооружения
в Молотовске провел в Арктике,
вернувшись в октябре на завод для
профилактического ремонта и под-
готовки к навигации 1943 года.
В 1942 году «Красин» завершил
продолжительное плавание вокруг
света, длившееся 885 дней во Вла-
дивосток.
В навигацию 1943 года «Кра-
син» прошел всю трассу СМП от Бе-
лого моря до бухты Провидения, а
оттуда - на ремонт во Владивосток.
В проливе Вилькицкого заверши-
лось его кругосветное плавание.
С октября 1943 года ледокол
прошел на Дальзаводе ремонт после
двух трудных арктических нави-
гаций.
В 1944 году «Красин» про-
вел ряд спасательных операций в
Охотском море, выручая от сильных
ледовых сжатий пароходы «Мста»,
«Маныч». Пытался он помочь и
«Белоруссии», которая в осенние
штормы была торпедирована.
После окончания войны - снова
ремонт на Дальзаводе.
В 1950 году «Красин» был
переведен в состав Архангельского
Арктического пароходства, и оста-
вался работать на коммуникациях
в Арктике.
После войны «Красин» оста-
вался на трассе СМП вплоть до
большого ремонта на Адмиралтей-
ских верфях в 1952 году, а затем и
крупной модернизации на верфях
Висмара в 1956-1957 годах.
В Висмаре, на верфи Матиас-
Тезен, «Красин» в конце 1950-х
годов был модернизирован. Была
заменена паровая энергетическая
установка, ее мощность увеличилась
до 11,4 тыс. л. с., котлы перевели на
жидкое топливо, их стало 6. Пол-
ностью переделали надстройку: две
трубы заменили на одну, в корме
была установлена вертолетная пло-
щадка, вырез для буксировки судов
вплотную. Были перепланированы
все служебные и жилые помещения,
установлено новое радионавигаци-
онное оборудование. Дальность пла-
вания увеличилась до 6800 миль.
После модернизации на ледо-
коле были предусмотрены жилые
места на 112 членов экипажа и 48
резервных мест для научного пер-
сонала и практикантов. 64 каюты
были выполнены одноместными, в
кают-компании предусмотрены 32
места для отдыха и приема пищи,
большая библиотека, специальные
помещения для отдыха - музы-
кальный и курительный салоны,
спортзал, сауна, бассейн. Обору-
дованный медблок с лазаретом и
операционной.
4
июня 1960 года ледокол поки-
нул верфь в Висмаре и направился
к месту постоянной работы в порт
Мурманск. Со времени прихода
ледокола на Север прошло к тому
времени 55 лет его непрерывной
эксплуатации4.
В послевоенные годы «Красин»
четверть века работал в Арктике, за-
нимаясь проводкой судов по трассе
Северного морского пути.
Вместе со всеми другими ле-
доколами он вошел в состав Мур-
манского морского пароходства и
служил там до 1972 года, после чего
был передан в НПО «Севморгео»
и под названием «Леонид Красин»
служил базой для геологических
исследований на Шпицбергене.
В 1990 году ледокол пытались
списать на слом, но широкое движе-
ние общественности за сохранение
ледокола как представителя леген-
дарной эпопеи освоения Арктики
остановило распродажу ледокола.
Несколько лет под своим старым
названием «Святогор» он простоял
в Кронштадте, сегодня стоит у пирса
Балтийского завода.
В 1995 году ледокол «Красин»
стал участником Военно-морского
парада в Санкт-Петербурге.
В 1992 году правительство
Российской Федерации своим пос-
тановлением определило «Красина»
как «памятник истории государс-
твенного значения». В 1995 году
на нем открылась первая музейная
экспозиция.
В конце 2004 года ледокол
«Красин» получил новый статус -
он стал филиалом Музея Мирового
океана в Санкт-Петербурге. С того
момента произошло много перемен,
которые можно охарактеризовать
только как самые положительные.
Так, были проведены ремонтно-
реставрационные работы большей
части судна, причем при реставра-
ции была поставлена конкретная за-
дача: сохранить памятник федераль-
ного значения в облике 1950-1960-х
годов. Сегодня мы можем видеть
серп и молот на трубе ледокола, по-
чувствовать атмосферу середины
ХХ века в интерьерах судна. Были
торжественно открыты выставки:
посвященная 60-летию Победы и
участию «Красина» в Великой Оте-
чественной войне (экспозиция «По-
лярные конвои»), спасению экспе-
диции Умберто Нобиле ледоколом
«Красин» в 1928 году (экспозиция
«Даешь Нобиле!»), экспозиция под
названием «К берегам Антарктиды»,
посвященная 50-летию Первой
российской комплексной Антар-
ктической экспедиции, выставка
«Современники “Святогора”» ко
Дню Военно-морского флота, а
также экспозиции в каютах капи-
тана и начальника экспедиции. Все
это время научный отдел ледокола
«Красин» разрабатывал различные
тематические экскурсии, програм-
мы и игровые занятия для детей.
Есть заметные успехи: в сентябре
2006 года детская игра-путешествие
на ледоколе «Красин» заняла первое
место в Первом всероссийском
фестивале детских программ. А
сколько посетителей, иностранных
туристов и почетных гостей побы-
вало на «Красине»! Это и директор
Государственного Эрмитажа Миха-
ил Пиотровский, и консулы Италии,
США и других стран, и известные
полярники, и многие другие. На
19
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 18 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст