М
узеи Петербурга
22
Святогор
чину, созданная в 1995 году энтузи-
астами-исследователями отечест-
венной истории под руководством
заслуженного работника культуры,
старшего научного сотрудника,
ведущего реконструктора и рестав-
ратора Центрального военно-мор-
ского музея Андрея Леонидовича
Ларионова. Эти друзья-специалис-
ты совершили и плавание на этом
ботике по акватории Большой Невы
на празднике Военно-морского фло-
та России.
Размеры трех деревянных ре-
ликвий, хранящихся в нашем горо-
де, такие:
- домик Петра I длиной 12 м и
шириной 5,25 м. Высота до конька
крыши около 6,7 м;
- большой Академический
глобус диаметром 3 м 10 см может
вращаться вокруг своей оси, внут-
ри оборудован помещением, где
могли сидеть 12 человек на скамье
за круглым столом-линейкой. Вся
внутренняя поверхность сферы пок-
рыта живописными изображениями
созвездий;
- ботик Петра I длиной 6 м и
шириной 2 м.
Как и положено морской сто-
лице, городу морской славы, в Пе-
тербурге на плаву и на постаментах
хранятся корабли - участники
морских сражений.
Корабль № 1 ВМФ крейсер
«Аврора» стоит у Петроградской на-
бережной в истоке Большой Невки,
перед зданием Нахимовского учи-
лища, форштевнем на юг. Помимо
войн он пострадал и в мирное время.
В советские времена у этого кораб-
ля-реликвии отрезали весь корпус
ниже ватерлинии и выбросили на
свалку, приварив вместо него ново-
дел. А пушки «Авроры» менялись
несколько раз и подлинных давно
нет. Длина корабля 124 м, построен
он в 1900 году в Петербурге.
Другой корабль-памятник исто-
рии - это ледокол «Святогор», пере-
именованный в советские времена в
«Красин». У этого судна тоже судьба
нелегкая, о чем рассказывается в экс-
позиции музея на его борту. Ледокол
- участник Второй мировой войны.
Был в составе проводки так назы-
ваемых северных конвоев союзников.
Прославился ледокол на весь мир в
1928 году, после спасения экипажа
итальянского дирижабля «Италия»,
разбившегося на льду Ледовитого
океана. Задача того полета была про-
стенькой: по приказу Б. Муссолини
долететь до Северного полюса и во-
друзить там флаг фашистской Ита-
лии. На обратном пути дирижабль
обледенел и упал на лед.
В 1990-е годы я видел, как
вновь золотом засияло на борту
судна чарующее славянское имя
«Святогор», но ненадолго.
.. Ледо-
кол «Красин» ошвартован с 1990-х
годов у набережной Лейтенанта
Петра Шмидта на Большой Неве,
форштевнем на северо-восток. Дли-
на судна 100 м, построен в 1917 году
на верфях Англии.
Подводная лодка Д-2 «Наро-
доволец» участвовала в Великой
Отечественной войне на Балтике. В
1989 году установлена на постамент
на берегу ковша Галерного фарвате-
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 21 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст