еизвестное об известном
30
Дж. Кваренги (?). Проект завершения Малых ворот Невской ограды.
Вариант «Фонтан».
Около 1784 г. Центральный архив. Варшава
Кваренги: навершия Малых ворот
должны не повторять, а, наоборот,
отличаться по рисунку от заверше-
ния главных ворот. Так появилась
знаменитая композиция с изобра-
жением фонтана, впервые запечат-
ленная на чертеже Кваренги.
В польском имении графи-
ни Елены Радзивилл «Неборов»
хранилась коллекция чертежей и
рисунков Кваренги, подаренных хо-
зяйке имения самим автором. Есть
среди них чертеж с изображением
Невской ограды: одной створки
Малых ворот, половинки навершия
и двух звеньев решетки. На черте-
же впервые представлено то самое
завершение, которое мы видим на
воротах сейчас, но есть отличия: так,
центральное место в композиции за-
нимает вазон с оранжерейным рас-
тением с восемью симметричными
пышными ветвями, а закрученные в
тугие спирали растительные побеги
с золотыми бутонами спеленаты при
основании узорчатыми акантовыми
листьями.
Польский историк М. Квятков-
ский писал, что «чертеж следовало
бы считать проектом, а не архитек-
турной съемкой»4. Он недоумевал,
какое отношение Кваренги мог
иметь к проектированию ограды.
Ведь ко времени приезда архи-
тектора в Петербург, в конце 1779
года или в начале 1780 года, ограда
уже стояла. Ссылаясь на этот факт,
В. И. Пилявский и М. Ф. Коршунова
считали, что чертеж, несомненно,
не проектный, а фиксационный5.
Но, согласимся, Кваренги мог при-
нять участие в разработке проекта,
конечно, не ограды, а навершия
на Малые ворота и каменных со-
судов на колоннах. Эти элементы
появились на заключительном этапе
строительства. Только на чертеже
Кваренги сосуды показаны такими,
какие они были впоследствии сдела-
ны. Но на столбах идут подряд одни
только вазоны, а должны быть еще
и урны. Уже эта деталь заставляет
усомниться, что перед нами фикса-
ционное изображение.
Когда точно появился чертеж,
неизвестно, но не позднее 1784 года.
4 ноября 1784 года П. Е. Егоров
доложил в Контору строений: «30
октября был у мастеров и по осмо-
тру оказалось, что на двои малые
ворота из меди украшения отлиты,
кроме корзинок, по отливанию
которых формы приготовлены, и
в сделанное слесарною работою
железо на месте приправлено и с
того украшения ими через огонь
голландским червонным золотом
вызолочена средняя большая кудре-
ватая штука наподобие дерева.
..»6.
Давно подмечено сходство
между струей фонтана и растущим
Н. Пино. Эскиз Дельфинова каскада
в Летнем саду.
1718 г. (?) ГЭ
деревом. Приглядимся к рисунку
Кваренги: не фонтанная ли струя,
стилизованная под раскидистое
дерево, бьет из садовой вазы? Осно-
вание для такой трактовки имеется,
так как в Летнем саду был подобный
фонтан. Он украшал «Дельфиновый
каскад» на «Французском партере»
(сейчас здесь площадка с памят-
ником И. А. Крылову). «На оном
кашкаде, - читаем в описи 1736
года, составленной скульптурным
мастером Цвенгофом, - горшок
свинцовой вызолочен подобием та-
ким, в которых горшках содержутца
заморские деревья»7. По архивным
источникам удалось установить, что
каскад был построен по проекту
Н. Пино в 1719 году, среди рисунков
которого оказался эскиз Дельфино-
вого каскада8. Как и сказано в описа-
нии, фонтанное сооружение венчал
водомет в виде садового вазона, из
которого била струя воды подобием
дерева. (Остатки каскада обнару-
жены во время археологических
раскопок)9. К слову сказать, именно
Ю. М. Фельтену было поручено в
1770 году переделать в камне об-
ветшавший деревянный, покрытый
рольным свинцом каскад.
Без сомнения, идея украсить
ворота изображением фонтана -
счастливая находка архитектора.
Главные атрибуты петровского сада:
деревья, цветы и фонтаны - по-
лучили символическое отражение
в декоре Невской ограды. Однако
первоначальный замысел претер-
пел некоторые изменения: садовая
ваза исчезла, а «кудреватая штука
наподобие дерева» стала менее ку-
древатой, с шестью, а не с восемью,
как раньше, ветвями. Закругленные
в спирали побеги лишились узорча-
тых акантовых листьев и преврати-
лись в орнаментальные росчерки.
В целом рисунок стал более сухим.
Чувствуется рациональная рука
архитектора, решительно убравшего
в стремлении выявить графическое
совершенство орнамента все «лиш-
нее». Жаль акантовых листьев и
особенно центральной вазы, столь
удачно перекликавшейся с корзи-
нами, полными цветов, на полотне
ворот. Но надо признать, что в ви-
доизмененном виде стилизованное
изображение фонтана стало более
узнаваемым.
Среди чертежей и рисунков в
собрании Кваренги находились ко-
пии проектов других архитекторов.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 29 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст