еизвестное об известном
взял орден под свое покровительство
и предложил его руководству пере-
браться в Петербург. В благодарность
капитул избрал российского импе-
ратора гроссмейстером ордена - ве-
ликим магистром. Пожалованный
капитулу бывший Воронцовский
дворец велено было именовать «зам-
ком мальтийских рыцарей». В том же
1798 году Д. Кваренги приступил к
строительству Мальтийской капеллы
во дворе усадьбы, и, очевидно, тогда
же появился проект декоративного
оформления главных ворот с симво-
ликой «иерусалимской религии».
Поразительно сходство «Маль-
тийских» ворот и ворот Невской
ограды Летнего сада! Повторена не
только общая композиция, но и мно-
гие детали. Обратим внимание на
такие элементы в рисунке воротного
полотна, как узкие вертикальные
рамки со скругленными концами и
отдельно стоящие маленькие круж-
ки в роли своеобразных подста-
вок. Боковые вставки по сторонам
створок в несколько упрощенном
виде повторяют рисунок таких же
боковых панно Больших ворот Не-
вской ограды. А посмотрим на завер-
шения «мальтийских» ворот: те же
лианообразные побеги с волютами,
закрученными в противоположные
стороны. А вот знакомые розетки,
из сердцевины которых вздымаются
вверх такие же «султаны» («кудре-
ватые штуки»), что украшают Ма-
лые ворота. В центре завершения -
большой круглый венок, в который
вписан двуглавый орел. Такой ве-
нок, как и своеобразные маленькие
квадраты из металлических полос, а
также меандр в виде бегущей волны,
встречаются в ранних вариантах
проекта Больших и Малых ворот
решетки Летнего сада.
Как объяснить это сходство?
Оно столь велико, что равнозначно
плагиату. Подозревать в плагиате
выдающегося архитектора Д. Ква-
ренги невозможно, хотя известно,
что Невская ограда произвела на
него сильное впечатление. Но одно
дело испытывать определенное
влияние, другое - бесцеремонно
цитировать прославленное произ-
ведение здравствующего автора!
(Ю. М. Фельтен умер в том же 1801
году, что и несчастный российский
великий магистр Мальтийского
ордена).
Мальтийский крест недолго
украшал главные ворота бывшей
Воронцовской усадьбы. В 1801
году Александр I отказался принять
звание великого магистра, и дворец
был возвращен в казну. Вероятно,
тогда же с ворот убрано навершие с
гербом ордена. В 1810 году дворец
был передан под учебное заведение
- Пажеский корпус. Роскошная
барочная отделка интерьеров была
принесена в жертву принципу
строгого воспитания юношества.
Ворота были в очередной раз пере-
деланы, но даже в нынешнем виде
они сохраняют некоторое сходство
с Большими воротами решетки
Летнего сада.
Подведем итог. До приезда
Кваренги в Россию было создано
несколько вариантов навершия для
Малых ворот, и не один из них не
был принят. Возможная причина не-
удачи та, которую я указал: Малые
ворота, украшенные почти такими
же навершиями, что и главные,
затмевали последние. Лишь спустя
10 лет было найдено приемлемое
решение. В собрании чертежей и
рисунков Кваренги имеется проек-
тный чертеж, на котором впервые
запечатлен именно тот вариант
навершия, что был принят после
некоторой корректировки к реали-
зации. Чертеж не подписан, и следо-
вательно, нет полной уверенности,
что это авторская работа Кваренги.
Но манера исполнения присуща
Кваренги, а особенности чертежа -
неверные размеры и пропорции во-
рот, исключают предположение, что
это копия с чертежа Ю. М. Фельтена
или его помощников.
Среди чертежей Кваренги есть
проект «Мальтийских» ворот быв-
шей усадьбы Воронцова, в котором
присутствуют черты несомненно-
го сходства с воротами Невской
ограды. Еще в одной своей работе
Кваренги обратился к мотивам Не-
вской ограды. Я имел в виду ворота
ограды Юсуповского сада на Садо-
вой улице. Завершение этих ворот
напоминает навершие Малых ворот
Летнего сада, лишь вместо цен-
тральной вазы с деревцом помещена
ваза с цветами и плодами.
Если отвести от Кваренги подоз-
рения в элементарном плагиате, то
остается предположить, что именно
он был автором проекта завершения
Малых ворот, а в проекте «Мальтий-
ских» ворот и ворот Юсуповского
сада прибегнул к своеобразному
самоцитированию.
1
Ухналев А. Е. Невская ограда Летнего сада. Очерк истории и строительства. СПб., 2006; Коренцвит В. А. Автор Невской ограды
И. Фок? Несостоявшаяся сенсация / / История Петербурга. СПб., 2006. № 5 (33).
2
РГИА. Ф. 470. Оп. 1 (86/520). Д. 11. Л. 218.
3 Там же. Л. 230.
4 Квятковский М. Неборовская коллекция проектов Джакомо Кваренги / / Bulletin du musee national de Varsovie. V. 1. 1960.
№ 1-2. P. 16-21.
5 Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Л., 1972. С. 150; Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988. С. 42.
6 РГИА. Ф. 470. Оп. 1 (86/520). Д. 17. Л. 73.
7 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 81. Л. 60. (Опись скульптурного мастера Цвенгофа, 1736 г.).
8 Коренцвит В. А. Атрибуция проектов Н. Пино для Летнего сада / / Петербургские чтения. СПб., 1994.
9 Коренцвит В. А. Из прошлого Летнего сада. Французский партер с Дельфиновым каскадом / / История Петербурга. СПб., 2005.
№ 2 (24).
10 Кваренги Д. (?) «Проект изменения декора ворот». ГМИ СПб; Павелкина А. М. Джакомо Кваренги. Архитектурная графика.
Коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Научный каталог. СПб., 1998. С. 46.
32
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 31 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст