П.
етербуржцы и петербурженки
Скульптор
Иннокентий Ж уко в
Ю . И. Сафронов
Смотрю на Ваши вещи, радуюсь: талантливо,
жизненно.
.. нравится и трогает за сердце. Во всем есть
что-то глубокое, верное, русское.
Из письма М. Горького И. Жукову от 9.02.1910 г.
40
Среди подзабытых имен замеча-
тельных личностей Х1Х-ХХ веков,
творивших в Петербурге, можно от-
метить оригинального скульптора,
педагога и общественного деятеля
Иннокентия Николаевича Жукова.
И. Жуков родился 5 октяб-
ря 1875 года в Горном Зерентуе
Забайкальской области на золо-
том прииске, где служил его отец.
Скульптурой И. Жуков увлекся
еще в раннем детстве. Отыскивал в
лесу необычной формы сучья, кор-
ни, сухие деревья, обрабатывал их
и превращал в фигуры животных,
птиц и людей.
Образование получил в чи-
тинской гимназии, затем в Петер-
бургском университете на истори-
ко-филологическом факультете.
За участие в революционной де-
ятельности был исключен, сослан
в Псков, затем в Нерчинск; после
восстановления в университете и
нового ареста все же завершил обра-
зование. По окончании университе-
та преподавал географию в средних
учебных заведениях Петербурга,
коммерческом училище, летом за-
нимался скульптурой, и начиная с
1906 года каждую осень выставлял-
ся на «осенних выставках». На тех
выставках всегда было многолюдно,
и его произведения охотно приобре-
тались посетителями и расходились
во все концы России. За всю свою
жизнь Иннокентий Николаевич
создал до тысячи произведений.
Сколько сохранилось их до сего
дня - неизвестно.
Об
оценке его творчества сви-
детельствует отзыв скупого на
похвалы Л. Н. Толстого, который
в апреле 1910 года писал И. Жуко-
ву: «Слишком большой контраст.
Большая сила выразительности.
Хорошо».
Другой очевидец вспоминал о
его работах советского периода: «Я
не помню, чтобы среди экспониро-
вавшихся произведений находи-
лись какие-нибудь абстракции или
сложные символы. Однако я хорошо
помню: там были обаятельные типы
советских людей - взрослых и
детей, а также животных и их дете-
нышей, которые отражали свойства
людей и их недостатки. Там была
колдунья, похожая на базарную
торговку или неистовую царицу
коммунальной кухни; там был кро-
кодил с биноклем, наблюдающий
за всеми известными в то время
«пляжными пресмыкающимися»:
тогда нельзя было купить купаль-
ник, поэтому раздетые мужчины
и женщины купались отдельно. В
преувеличенных, резко выражен-
ных формах, реалистичных образах,
добродушных или остро сатиричес-
ких, была представлена целая эпоха:
дооктябрьская Россия, революция и
первое советское десятилетие»1.
В 1911 году И. Жуков уехал
в Европу, жил в Германии, Фран-
ции, Австро-Венгрии. Для получе-
ния художественного образования
И. Жуков в 1912 году уехал в Па-
риж. Огюст Роден учеником его не
принял, хотя и хорошо отозвался
о его работах, зато принял Антуан
Бурдель. В 1912 году он дебютиро-
вал как поэт.
Скорее всего там, в Париже, он
познакомился с системой скаутинг.
После возвращения на родину не-
задолго до начала Первой мировой
войны, он активно включился в ор-
ганизацию скаутских отрядов и был
назначен секретарем Петербургско-
го отделения Всероссийского обще-
ства «Русский скаут». В Петрограде
он кроме педагогической деятель-
ности снова занялся скульптурой и
продолжал выставляться на «осен-
них выставках». Известно, что во
время летних сезонов 1914 и 1915
годов Жуков проживал в Поповке
под Петербургом2.
За месяц до Октябрьской ре-
волюции Жуков уехал в Читу. Ис-
следователи его педагогического
опыта публикуют любопытные
сведения о том периоде его жизни.
«Его любовь к детям, большой опыт
преподавания и постоянный поиск
были теми слагаемыми, которые
объединяли учащихся г. Читы во-
круг этого незаурядного человека.
В 1918 году, рассказывая ученикам
о географических открытиях и пу-
тешественниках, И. Н. Жуков пред-
ложил организовать путешествие по
Забайкалью. Собрав около тысячи
ребят, И. Жуков объявил о создании
«экспедиционного корпуса». Идея
экспедиционного корпуса вызвала
глубокую заинтересованность у
ребят. Было объявлено, что через
два года состоится путешествие
по родному краю, и добавлено, что
хулиганов и курильщиков в путе-
шествие не возьмут. В результате
дисциплина в школах резко повы-
силась. У экспедиционного корпуса
было свое знамя - на синем поле
7 золотых звезд созвездия Большой
Медведицы. Дети делились на раз-
личные отряды по специальности.
Существовали отряды разведчиков,
инженеров, ботаников, геологов,
зоологов, отряды сапожников, му-
зыкантов, санитаров и даже отряд
прачек. Каждый отряд имел свой
знак, который вышивался на рукаве.
«Дядя Кеша», так называли дети
И. Н. Жукова, предложил ученикам
программы испытаний. Испытание
заключалось в том, чтобы самостоя-
тельно найти сведения «.
..о природе:
10 пород растений в Забайкальской
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 39 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст