П
.
етербуржцы и петербурженки
42
со стороны Мытнинской улицы.
Он представляет собой скульптур-
ную группу, состоящую из фигуры
молодой женщины, обнимающей
целующихся детей, причем один
ребенок находится у женщины на
руках, а другой стоит рядом.
В помощь детям И. Жуков соз-
дал и выпустил повести «Приклю-
чения пионера в стане чудес» (Изд.
«Харьковский пролетарий», 1926) и
«Мертвый огонь» (М., 1928).
В Москве И. Жуков тяжело за-
болел, в 1930-е годы его имя стали
забывать. В 1931 году он ушел на
пенсию. 5 ноября 1948 года И. Жу-
ков скончался.
В личном фонде архитектора
А. Л. Ротача6, кроме уникальной
фотографии Жукова на фоне своих
скульптур, сохранился и другой
любопытный документ, который
выпукло отражает требования к
скульптурным изваяниям того
отрезка российской истории, в ко-
тором не допускалось ничего, кроме
«соцреализма». (По некоторым
сведениям, сейчас на антикварном
рынке такие произведения пользу-
ются повышенным спросом.)
Кто автор этого эскизного вари-
анта идеологически выдержанного
фонтана, точно не известно, т. к.
подпись отсутствует, но очевидно,
что документ анонимным автором
составлен вполне добросовестно,
«от чистого сердца», что сегодня
может вызвать лишь ироническую
улыбку.
«Для разработки фонтана, пред-
назначенного в водоем бывшего
“Юсуповского дворца”, я предлагаю
проект следующего описания:
В водоеме между двух ост-
ровков по фасаду Садовой улицы
поставить скульптуру, которая
должна изображать над поверхнос-
тью воды на выступающем утесе,
расположенные три фигуры детей
крепкого телосложения. Послед-
ние удерживают на своих плечах
вазу. На выступах, у края берегов
противолежащих островков, распо-
ложены красивые, могучего телос-
ложения фигуры юноши и девушки.
Фигура юноши изображает могучий
порыв, направленный в сторону
вазы поднятой руки и силу сжатия
левой руки, сжавшей место ниже
головы повисшей беспомощно змеи.
Фигура девушки изображает порыв
к освобождению от обвивавшей за
ее стан змеи.
В правой руке изображено
стремление к свободе, направлен-
ной, как и у юноши в сторону вазы.
А левой вдавившиеся пальцы в тело
змеи ниже головы. Причем тело
змеи изобразить в наличии в нем
силы. При пуске воды в трубы фон-
тана, общий вид которого образует
следующее: из вазы в шестигранном
порядке, бьют струи, образующие
вид расходящегося веера.
А из-под ладони поднятых рук
юноши и девушки бьют мощные
струи воды траекторией направ-
ленные в центр вазы. Таким обра-
зом, вид фонтана в общем виде и
детально в отдельности приплюсует
живость к общей панораме сада
и прилегающих к нему зданий,
предназначенных для культурного
развития и воплощения идей Лени-
на-Сталина в широкие массы.
Формула структуры всего фон-
тана без слов разъяснит ее значение,
в виде которого создан современный
“Самсон”.
Конструктор:
Принципиальная схема на-
правления струй фонтана прила-
гается».
(текст отпечатан
на пишущей машинке)
Очевидно, что главный герой
творчества И. Жукова - русский
народ с его мыслями, делами и чая-
ниями. Все свидетельствует о том,
что он жил интересами Отечества и
отдавал ему все свои способности. В
день своей кончины Жуков просил
написать на его надгробной плите:
«Любите Родину, боритесь за нее и
будьте первыми в труде».
1
Сокращенный перевод выступления Н. И. Чистякова, опубликованного в москов-
ском журнале «^аепсо кщ кикиго» (Наука и культура. 1999. № 1. С. 37-41).
2
Савельев П. А. Иннокентий Жуков и Валентин Яковлев - деятели детского дви-
жения, Интернет-сайт.
3 Скаутский мир. № 25 от 28.04.2005. Интернет-сайт.
4 Сокращенный перевод выступления Н. И. Чистякова.
..
5 Горбунова Л. Скульптор Иннокентий Жуков. Иркутск: Восточно-Сибирское изд-
во, 1977.
6 Ротач Александр Лукич. Личный архив.
* Фотографии скульптур И. Жукова выполнены автором статьи Ю. И. Сафроновым.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 41 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст