сород далекий и близкий
44
известный живописец и график,
создатель портретной галереи го-
сударственных деятелей советского
периода.
Бродский родился в Тавриче-
ской губернии, недалеко от Бер-
дянска, окончил художественное
училище в Одессе. Удачливый вы-
пускник Петербургской академии
художеств 1909 года, он два года
провел за границей, знакомясь с
музеями Франции, Испании, Ита-
лии, Греции, Англии. Считал себя
учеником Ильи Репина, который, в
свою очередь, высоко оценивал его
творчество. Талант Бродского по-
зволил ему снискать успех на круп-
ных художественных выставках в
Париже, Риме и Мюнхене. Совет-
скую власть он принял вполне вос-
торженно: «Октябрьский переворот
с первых же дней глубоко захватил
меня. Мне сразу сделалось ясно, что
позорно современнику, а тем более
художнику, пройти безучастно мимо
тех великих событий, которые не
по дням, а по часам развивались
перед нашими глазами. Я понял,
что отобразить революционную
эпоху и ее великих людей - долг
каждого художника»3. В 1924 году
И. И. Бродский вошел в Ассоциацию
художников революционной России
(АХРР; в 1928 г. переименована в
АХР - Ассоциацию художников
революции). Члены ассоциации
определили свой «гражданский
долг перед человечеством - доку-
ментально запечатлеть величайший
момент истории в его революцион-
ном порыве»4. Идеология ахрров-
ского движения требовала, главным
образом, чтобы искусство было
объективно-точным и доходчивым.
Отличительную черту наступив-
шей эпохи художники определили
как героизм и назвали искусство, к
которому необходимо стремиться,
«героический реализм».
Знакомство Бродского с Оку-
ловым произошло, вероятно, в 1925
году, когда художник приехал в
Пермь, чтобы продемонстрировать
жителям города свою картину «Тор-
жественное открытие II Конгресса
Коминтерна» и подготовительные
рисунки к ней. Картина, над кото-
рой Бродский работал четыре года,
считается первой многофигурной
композицией в советской живописи
и названа «Волховстроем в искус-
стве»5. Пермская газета «Звезда»
11 февраля 1925 года написала:
И. И. Бродский и К. Е. Ворошилов.
1926 г.
«тов. Бродский лично руководит
установкой своего огромного по-
лотна». Один из посетителей вы-
ставки, делясь впечатлениями,
рассказывал, что художника внесли
в зал на руках под громовое «ура»6.
По воспоминаниям Н. Н. Сере-
бренникова*, Бродский во время
выставки своих произведений в
Перми зарисовал Окулова и сделал
на портрете следующую надпись:
«Рисунок исполнен по желанию
и просьбе пермских рабочих»7. И
художник, и его модель особенно
наверняка остались довольны друг
другом. Бродский подарил Окулову
свой фотопортрет, сделанный перм-
ским фотографом В. Казанцевым, с
дарственной надписью следующего
содержания: «Популярнейшему
красному герою и любимцу Крас-
ного Урала тов. С. А. Окулову с
любовью. И. Бродский»8.
Помимо того, Окулов стал
обладателем фоторепродукции
знаменитой картины художника,
представленной пермякам, с анало-
гичной надписью9. Уже вернувшись
в Ленинград, где жил и возглавлял
отделение АХРР, Бродский прислал
военкому открытку-репродукцию
своего рисунка «В. И. Ленин», на-
писав на обороте: «Глубокоуважае-
мый Степан Акимович. Хочется мне
сказать, что я очень часто Вас вспо-
минаю и с большим удовольствием
о Вас рассказываю своим друзьям
рабочим. Прекрасный, хороший и
умный Вы человек, я очень рад, что
с Вами познакомился. Искренно Вас
почитающий И. Бродский»10.
Неизвестно, встречались ли
И. И. Бродский и С. А. Окулов в
дальнейшем, - Окулов, будучи
серьезно болен, приезжал в Ле-
нинград на лечение в январе 1928
года. Однако в архиве сохранилась
еще одна фотография художника,
датированная 6 апреля 1926 года,
на которой Бродский изображен
стоящим во весь рост в обществе
К. Е. Ворошилова11. Дарственная
надпись содержит знакомые заве-
рения в уважении и любви.
Взаимоотношения ровесников
С. А. Окулова и И. И. Бродского
очень характерны для советских
людей 1920-х годов.
Первый в полной мере олице-
творял тип героя своего непростого
времени. Выходец из многодетной
семьи мелкого лавочника, Оку-
лов рано начал работать, сначала
слесарем, затем молотобойцем, в
1905-1907 годах был на военной
службе. С началом империалисти-
ческой войны его снова призвали в
армию и определили в лейб-гвардии
Преображенский полк. После фев-
раля 1917 года он вступил в партию
эсеров был и весной 1918 года как
представитель эсеров назначен
губернским военным комиссаром
по военным делам и начальником
Пермского гарнизона. Вскоре он по-
рвал с эсерами и предусмотрительно
примкнул к партии большевиков. В
1919 году командовал 17-м (позднее
стал 260-м) Петроградским полком.
Впоследствии в Перми занимал
должность окружного военкома,
затем возглавлял Осоавиахим. Рано
вышел на пенсию по состоянию
здоровья.
Второй, повинуясь своему граж-
данскому долгу художника, стре-
мился запечатлевать человека новой
* Серебренников Николай Николаевич (1900-1966) - историк искусства Урала и
Прикамья, организатор и первый председатель Пермской организации Союза художников.
В 1925-1949 годах - директор Пермской государственной художественной галереи.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 43 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст