эпохи. Являясь приверженцем «ге-
роического реализма» как метода
отображения действительности,
Бродский зачастую не замечал,
что, как и многие его товарищи по
АХРР, не шел дальше сугубо внеш-
них впечатлений, не проникал в
глубину явлений. К концу 1920-х
годов художник стал, по замечанию
журнала «Искусство в массы», «ма-
терым ахрровцем»12. Он фактически
не отличался от коллег по цеху, над
которыми зло иронизировал Вла-
димир Маяковский, говоря, что они
норовят изображать лишь тех, кто
«поцекистей»13. Несмотря на все
добрые слова, адресованные в свое
время Окулову, впоследствии в вос-
поминаниях Бродский не упомянул
о «любимце Красного Урала», но в то
же время с восхищением рассказал
о встречах с В. Лениным, М. Фрун-
зе, С. Кировым, А. Луначарским,
М. Буденным, другими представи-
телями высшего эшелона власти и
о работе над их портретами.
Встреча советского художника
И. И. Бродского и красного ко-
мандира С. А. Окулова не стала,
пожалуй, судьбоносной ни для
того, ни для другого, но знаковой ее
назвать можно. Ведь каждый из них
стремился соответствовать времени
сообразно своему кодексу чести. Ле-
нинградец Бродский вместе с други-
ми представителями АХРР ездил по
ород далекий и близкий
стране, знакомя «массы» со своими
работами и попутно находя сюжеты
для новых произведений. Неис-
кушенные современники смотрели
на лик своей эпохи в интерпретации
художников-документалистов,
выразительные средства которых
были им доступны и понятны.
Пермяк Окулов проводил много
встреч с молодежью, на которых
вдохновенно рассказывал о своем
героическом прошлом - активном
участии в приближении победы
революции на фронтах Гражданской
войны. Воодушевленный внимани-
ем слушателей, он часто входил в
азарт, в конце своего выступления
выхватывал из ножен саблю и под
гром аплодисментов удалялся14.
Окулов ушел из жизни на пять
лет раньше Бродского. Их посмер-
тные судьбы оказались не слишком
похожи. Талант художника выдер-
жал проверку временем, и уважение
к нему потомков не поколебало
«служение» Бродского революции,
хотя, конечно, творческое участие
Бродского в пропаганде социалис-
тического строительства время от
времени становится темой для дис-
куссий в среде искусствоведов. Ра-
боты художника, созданные как до
1917 года, так и в советский период,
входят в собрания отечественных и
зарубежных музеев. До недавнего
времени в Петербурге была улица
Бродского, получившая свое имя в
1940 году. На ней расположен мемо-
риальный музей-квартира художни-
ка. Сейчас этой улицы возвращено
прежнее название - Михайловская
улица.
Персона же военкома в 1960 -
1970-е годы оказалась в центре словес-
ных баталий в кругу исследователей.
Стараниями Владимира Федоро-
вича Сивкова (1889-1979), участ-
ника Гражданской войны, ветерана
КПСС, занявшегося тщательным
изучением биографии Окулова,
перечень боевых подвигов полко-
водца значительно уменьшился, но
критическое отношение к Окулову
окончательно укрепилось лишь в
постсоветский период. Носящая
имя Степана Окулова площадь в
Перми в 1980-е годы к очередному
юбилею Великой Отечественной
войны была переименована в сквер
Уральских добровольцев. Одна из
пермских улиц и городской микро-
район по-прежнему носят имя че-
ловека, сумевшего создать о себе
настоящий миф.
У каждого времени свои при-
оритеты и свои герои, но, может
быть, прав писатель-публицист
Е. Богат, сказав: «Судить людей надо
или по абсолютным нравственным
нормам, или по нормам времени, в
которое они живут. Но не по нормам
времени, когда живем мы.
..»15.
1
Аликина Н. А. На белом коне в историю (Правда и вымысел в судьбе С. А. Окулова) //Вестник Смышляевских чтений. Вып. 4.
Пермь. 2002. С. 34.
2
Иванов Вс. Из неопубликованного. Л., 1991. С. 291.
3 Бродский И. И. Мой творческий путь. Л., 1965. С. 112.
4 Декларация АХРР / / Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. М.; Л. 1933. С. 345.
5 Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. М., 1973. С. 242.
6 Звезда. 13 февраля 1925 г.
7 Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959. С. 62.
8 ПОКМ. Фонд Окулова С. А. (1726). № 11453/471.
9 Там же. № 11453/472.
10 Там же. № 11453/288.
11 Там же. № 11453/473.
12 Л. Ч. От героического реализма к пролетарскому искусству / / Искусство в массы. 1930. № 10-11. С. 25.
13 Цит. по: Каменский А. Увидеть по-новому / / Творчество. 1989. № 2. С. 12.
14 Аликина Н. А. Указ соч. С. 36.
15 Богат Е. Восьмой день творения / / Красная книга культуры. М., 1989. С. 414.
45
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 44 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст