С
троительство и архитектура
Храмы сбитого Николая
В городе сбитого Петра
Н. К. Гуркина
46
Санкт-Петербург по воле его
основателя стал европейским го-
родом в России. При этом с самого
начала возведения крепости, порта,
и в последующий двухвековой
период строительства города -
столицы огромной православной
монархии им сохранялась духовная
преемственность с предшествующей
культурой Руси, ее глубинно-наци-
ональными корнями. С основания
города в Петербурге строились
церкви, монастыри, отмечались
православные праздники, устра-
ивались крестные ходы, в город
привозились чтимые православные
иконы. На берега Невы из древнего
Владимира были перенесены мощи
святого князя Александра Невского.
Из древней столицы в новый город
пришла традиция домовых церквей
и монастырских подворий, прочно
утвердился обычай устраивать
церкви при военных частях, учеб-
ных заведениях и государственных
учреждениях. Уже в 1740 году в
Петербурге при населении 52 тыс.
человек насчитывалось 29 право-
славных храмов (всего было 45)1.
Храмовое строительство про-
должалось до 1917 года, храмы часто
становились архитектурными до-
минантами городских кварталов и
наряду со светскими постройками
Санкт-Петербурга создали велико-
лепный архитектурный ансамбль, в
котором отразилось все разнообразие
европейских архитектурных стилей,
а также все разновидности русско-
византийского и неорусского. К 1917
году в российской столице с 2,5 млн
жителей действовало 470 (по другим
данным - 495) православных, 9 еди-
новерческих, 14 старообрядческих,
69 инославных храмов2.
Хотя в новом городе заметно
усилилась тенденция освящать
церкви во имя святых, тезоименит-
ных царственным особам: Петра,
Павла, Екатерины, Елизаветы и т.
д., сохранялась и древняя традиция
посвящать храмы праздникам, ико-
нам и издавна чтимым в русском
народе святым. Среди них Николаю
Чудотворцу принадлежит самое по-
четное место.
Святой Николай Мирликийс-
кий - один из любимейших святых
русского народа. В иконографии
Северо-Западной Руси святитель
Николай занимал третье место по
числу изображений после Иисуса
Христа и Богородицы. «Великий
благоустроитель» нашей жизни,
покровитель семейного очага - кому
не близка эта ипостась божьего
угодника! «Дающий больным ис-
целение, скорбящим - утешение»,
Николай Чудотворец стал также
великим заступником всех обез-
доленных и обиженных, бедных и
«невинно осужденных».
Традиционно святой Николай
считался покровителем моряков,
всех путешествующих. Санкт-
Петербург - город-порт, родина
Балтийского флота, морское «окно
в Европу» - подхватил эстафету
почитания святого Николая. Уже
в 1714 году в морских слободах на
левом берегу Мойки была освящена
часовня во имя святителя Николая
- небесного покровителя моряков,
а построенный в 1753-1762 годах
архитектором С. И. Чевакинским в
этом районе собор получил второе
название - Никольский Морской.
Кроме ярко выраженного мор-
ского значения в названии и по-
священиях Никольских храмов,
церкви святого Николая в Петер-
бурге освящались также в память
небесного покровителя российских
императоров и цесаревичей, строи-
телей и благотворителей. Иногда
два этих смысла и значения тесно
переплетались. Идея святителя
Николая - покровителя путников
нашла воплощение в четырех Ни-
кольских храмах монастырских
подворий и церкви Императорского
Палестинского общества.
Всего несколько храмов Нико-
лая Чудотворца дошли до наших
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 45 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст