П
,
утешествие по городу
Комитет Добровольного флота.
Добровольный флот был некоммер-
ческой организацией, подчиненной
Морскому министерству. Некоммер-
ческий характер выражался в том, что
вся прибыль от его деятельности была
предназначена для покупки новых
судов. То был резерв на случай войны.
Само его создание было связано с
войной. В 1878 году победы России
в Турции вызвали международные
осложнения. Тогда 11 апреля 1878
года было разрешено учредить коми-
тет по организации Добровольного
флота. В 1883 году управление им
было передано Морскому министер-
ству. В 1886 году было утверждено
«Временное положение о Доброволь-
ном флоте», продленное в 1892 году.
В соответствии с положением управ-
ление делами флота было подчинено
комитету. В его составе были члены от
Морского и Военного министерств, от
Министерства финансов, от органов
государственного контроля (где раз-
мещалось то учреждение, мы увидим
дальше по набережной, и там мы по-
говорим о нем). Секретарем комитета
в 1890-х годах был Михаил Петрович
Карпинский. Главной линией Добро-
вольного флота была линия: Одесса
- Владивосток. В 1891 году была от-
крыта линия: Одесса - Петербург.
В начале ХХ века в этом здании
располагалась ежедневная газета
«Русь», редактором-издателем кото-
рой был сын известного А. С. Суво-
рина Алексей Алексеевич. Несколько
позже там разместился ежемесячный
журнал «Родная страна», и затем так
понравившийся большевикам «Сель-
ский вестник».
На противоположной стороне
Волынского переулка (д. 1) нахо-
дится д. 36 по набережной Мойки.
Он был построен в 1912 году как
доходный дом Гвардейского эко-
номического общества по проекту
архитектора И. Л. Балбашевского.
Торговый дом упомянутого обще-
ства (известный ныне как магазин
ДЛТ) был построен неподалеку
(Б. Конюшенная, 21-23) несколь-
кими годами ранее.
Дом 38 (нынешнее здание)
был построен для Реформатского
училища относительно недавно - в
1899-1900 годах (училище, кстати,
вскоре после того - в 1913 году -
переехало в д. 104 там же, на Мойке).
В постройку было включено уже
стоявшее на этом месте здание -
ведь училище существовало здесь
давно - с 1817 года. Программа,
видимо, была неизменна - языки,
история, география, физика, мате-
матика и т. д. Преподавание велось
на немецком языке. Однако учились
здесь не только немцы. Н. А. Лейкин
рассказывал в своих записках, как
он здесь учился, называл учителей,
некоторых соучеников. Среди по-
следних особенно интересно упоми-
нание о М. И. Пыляеве, с которым,
оказывается, Лейкин сидел на одной
скамье. В то же время там располага-
лись и квартиры. «Всеобщая адрес-
ная книга Санкт-Петербурга» за
1867-1868 годы называет здесь два
интересных адреса: контр-адмирал
Платон Юрьевич Лисянский
(кв. 21) и Федор Федорович Ма-
тюшкин, вице-адмирал, первопри-
сутствующий 2 отделения 5 депар-
тамента Сената (кв. 22).
В начале ХХ века училище со-
стояло из гимназии и реального учи-
лища (последнее - с коммерческим
и основным отделениями).
При училище в конце XIX
- начале ХХ века располагались
Общество вспомоществования не-
достаточным ученикам училища
(что, впрочем, было делом обык-
новенным) и Общество любителей
хорового пения «Singacademie». В
1898 году было создано (видимо,
тоже при училище) Общество улуч-
шения народного труда в память
царя-освободителя Александра II.
В начале XX века в этом здании
располагалось генеральное консуль-
ство Швейцарии.
В 1920-х здесь расположился
Петроградский государственный
электромашиностроительный трест
(«Элмаштрест») и при нем журнал
«Известия Элмаштреста».
Соседний д. 40 перестраивался
столько раз, что немногое в его об-
лике напоминает о событиях слав-
ного прошлого. Наверное, самый
интересный период его истории
связан с пребыванием здесь Дему-
това трактира. О Филиппе-Якобе
Демуте мы уже вспоминали около
д. 24. Так вот, домов у него было
пять, а самый знаменитый из них
был здесь - Демутов трактир. О
нем подробно писали многие. И это
не удивительно. Демут быстро стал
знаменит. Н. И. Греч так и писал в
своих «Записках.
..» об адъютанте
графа Палена Франце Ивановиче
Тиране: «Он женился на дочери зна-
менитого трактирщика Демута.
..». С
1770 года, когда трактир открылся,
в нем останавливалось немало и
реальных знаменитостей, и литера-
турных персонажей. Иные жили там
по нескольку месяцев. Поскольку о
личностях реальных сказано все же
больше, я коснусь литературных
героев. У Демута останавливался
герой повести В. А. Вонлярлярского
«Большая барыня» мелкий помещик
Петр Авдеевич Мюнабы-Полевелов.
5
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 4 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст