М
ногонациональный Петербург
В костеле
мог бы звучать аЗан.
А.
Н. Тагирджанова
Предположение о том, что му-
сульманская община в Санкт-Пе-
тербурге существует с первых лет
основания города, можно сделать
хотя бы потому, что Казанская
губерния была одним из основных
поставщиков строительных рабо-
чих. Оспорить этот факт невозмож-
но, так как на первых картах города
уже была обозначена Татарская
слобода за кронверком Петропав-
ловской крепости.
Первые, нереализованные,
проекты строительства мечетей
в Санкт-Петербурге относятся к
1803 и 1804 годам, к тому времени,
когда мусульманами столицы были
офицеры и низшие чины гвардейс-
ких полков, расквартированных в
столице, однако строительство ме-
чети удалось начать лишь столетие
спустя1.
Когда существенно увеличилась
мусульманская община, был органи-
зован комитет по постройке мечети,
в состав которого вошли военные и
государственные служащие, купцы,
домовладельцы, ахуны магоме-
танских приходов, был объявлен
конкурс проектов, начался «кру-
жечный» сбор денежных средств
среди мусульман империи. Самыми
крупными жертвователями, как пи-
сали газеты, были эмир Бухарский2
и мусульмане города Баку3.
Победили в конкурсе проекты
гражданского инженера Н. В. Васи-
льева, к работе над окончательным
вариантом подключились академик
архитектуры А.И. фон Гоген, архи-
тектор С. С. Кричинский, польский
мусульманин4. За основу во время
разработки проекта, авторы взяли
элементы мавзолея Тамерлана
в Самарканде. Над мозаичным
оформлением портала, купола и
минаретов трудились в мастерских
П. К. Ваулина, находившихся вбли-
зи Гатчины. Одним из предъявляе-
мых требований заказчиков проек-
та разработчикам было создание
системы отопления и вентиляции
подвала с тем, чтобы по праздникам
при большом стечении мусульман
там также можно было бы прово-
дить богослужения.
3
февраля 1910 года в Петербур-
ге состоялась торжественная заклад-
ка соборной мечети, на которой при-
сутствовали эмир Бухарский, хан
Хивинский, директор Департамента
духовных дел, товарищ министра
иностранных дел, начальник Глав-
ного штаба, градоначальник, послы
турецкий и персидский, члены
мусульманской фракции Государс-
твенной Думы и другие уважаемые
лица. Специально для закладки
были приготовлены серебряные
молоток и лопатка, помещались
они в специальном футляре и были
переданы на хранение комитету по
постройке мечети5.
12
апреля 1912 года «Петербург-
ская газета» опубликовала статью с
фотографией, стоящих в строитель-
ных лесах минаретов:
«Мечеть в Петербурге
Постройка мечети ведется вто-
рой год.
- Когда будет закончена пос-
тройка мечети? - спросили мы у
строителя С. С. Кричинского.
- Вчерне постройка готова уже
сейчас, наши работы по отделке
мечети затянутся до конца 1913
года. Первая в Петербурге мусуль-
манская мечеть рассчитана на 2,5
тысячи человек. Мечеть будет иметь
три этажа. Средний этаж отводится
исключительно для женщин. Тут
даже отдельный вход. Для молитвы
тут будут собираться 3-4 сотни му-
сульманок. Вся постройка ведется
на средства, собранные среди му-
сульман, населяющих Россию. Сто-
имость мечети обойдется в миллион
рублей, не считая участка земли,
пожертвованного эмиром Бухарс-
ким. Высота построенного минарета
равняется 28 сажен. Высота купола
18 сажен. Внутри мечеть обкладыва-
ется майоликой. Снаружи имеется
отделка также майоликой и грани-
том. Внутри мечети устраивается
большой фонтан для обмывания,
обложенный разноцветными кам-
нями. Кроме вестибюля имеется
фонтан и внутри особой пристрой-
ки. Вся постройка ведется в стиле
самаркандских мечетей»6.
К 300-летию Дома Романовых
в столице Российской империи
появились два нехристианских
храма: мусульманская мечеть на Пе-
троградской стороне и буддийский
дацан в Старой Деревне, построен-
ный на средства далай-ламы.
Мечеть была освящена, хотя
продолжались внутренние работы,
и мусульмане столицы на время
больших богослужений продол-
жали арендовать помещения зала
Дворянского собрания, Конногвар-
дейского манежа, Александровского
зала Городской думы, театра «Лин»,
Губернской земельной управы.
Краткий обзор прессы дает воз-
можность сделать вывод, насколько
неоднозначно было принято это
событие обществом.
«Русская молва» от 14 февраля
1913 г.:
21
февраля состоится торжес-
твенное открытие мусульманской
мечети на Троицкой площади. На
торжественном открытии будут
присутствовать эмир Бухарский,
хан Хивинский и члены мусульман-
ской фракции в полном составе.
«Россия» от 23 марта 1913 г.:
«Царь и мусульмане
...Для русских мусульман зна-
чение юбилея Рода Романовых
огромно. Будущий историк оценит
53
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 52 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст