54
М
ногонациональный Петербург
этот знаменательный момент по
достоинству, интересно отметить,
что благодаря ему они обогатились
новыми просветительными учреж-
дениями и лучше всяких громких
и красивых фраз доказали свою
преданность своей стране и вместе
с русским народом отпраздновали
юбилейные дни. Ряд новых библио-
тек читален, учебных заведений,
больниц и др. богоугодных заведе-
ний на вечные времена украсятся
именем Дома Романовых. Открытие
в Казани приюта для мусульман-
ских девочек-сирот, названного
Романовским.
.. Пожелаем от ис-
креннего сердца, чтобы события
эти убедили мусульман, что они не
пасынки России, а ея верные сыны,
и что всю свою жизнь они должны
посвятить величию и счастью своей
великой родины - России».
«Русское знамя» от 6 апреля
1913 г.:
« .9 лет назад была. выкраде-
на чудотворная икона Казанская.
Недаром в народе издавна было
верование, что пока цела эта святая
икона, пока стоит она на страже
между христианской Европой и
иноверным языческо-магометанс-
ким миром Азии, до толе мы можем
быть спокойны. 3 года назад мы
протестовали против построения
буддийского капища. мы полагали,
что капища не будет, а здание обра-
тят в азиатский музей. Но и этого
мало. Только что сгорел Троицкий
собор. нестерпев зрети возвыша-
ющееся перед ним другое капище
- мечеть лжепророка обманщика
Магомета. 21 февраля это магоме-
таново капище «освящено» и как
газеты называют «богослужением».
А еще более обидно вспоминать,
что среди нас, православных, есть
люди, которые участвовали в этих
постройках. Епископ Никон».
«Колокол» от 19 апреля 1913 г.:
«.нам надлежит единогласно
заявить, что невозможно пребыва-
ние в православной столице бесово-
го капища вместе с магометанскими
мечетями и просить от кого это
зависит закрыть их и не допускать
рядом с православными храмами
поклонения врагу рода человечес-
кого. Архимандрит Петр»7.
Могли ли епископ Никон и архи-
мандрит Петр предположить, какие
события их ждут впереди, что через
пять лет они станут жить в другой
стране, что будет издан Декрет об
отделении церкви от государства, а
в столице уже бывшей Российской
империи будет создан комиссариат
по делам национальностей Петро-
градской трудовой коммуны на
основании постановления исполкома
и Совета комиссаров Петроградской
трудовой коммуны, при котором
будут существовать разные отделы,
в том числе и мусульманский отдел,
которому будут переданы различные
документы, например, метрические
книги мусульманских приходов8, все
документы комитета по постройке
соборной мечети?
В частности, председатель ко-
митета по постройке соборной
мечети, бывший генерал-лейтенант
гидрологического комитета Глав-
ного штаба, А. Давлетшин в марте
1919 года в своей записке сообщал,
что «комитет располагает капита-
лом лишь на содержание и охрану
мечети. Долгов разным лицам по
счетам за строительные материа-
лы числится за комитетом более
100 000 рублей.»9
Столь долгожданное событие,
как строительство в столице им-
перии главного мусульманского
храма, оказалось, из-за начавшейся
Первой мировой войны и двух ре-
волюций, долгостроем.
Новая власть отделила церковь
от государства, и приходское духо-
венство получило распоряжение
«О порядке проведения в жизнь
декрета об отделении церкви от
государства»10, отбывавший «тру-
довую повинность» ахун 2-го маго-
метанского прихода Давлеткамов
сообщил в охранный отдел Комис-
сариата юстиции, что перепоручил
свои дела ахуну 1-го прихода Мусе
Бигееву11.
Взаимодействия с церковью
продолжались через созданные Цер-
ковные столы при райисполкомах.
В октябре 1921 года ахуну 1-го
магометанского прихода (соборной
мечети) Мусе Бигееву было предло-
жено подготовить устав и зарегист-
рировать Мусульманское общество
Петроградской соборной мечети и
составить списки прихожан12. Над
уставом общества работали бывший
член Петербургского мусульманс-
кого благотворительного общества
и купец М.-А. Максутов, бывший
имам 4-го магометанского прихода
и преподаватель исламоведения при
=
История Петербурга. № 2 (42)/2008
Императорском обществе востоко-
ведения Л. Исхаков и сам М. Биге-
ев, философ-богослов, «всемирно
известный автор шедевров по своей
специальности», как писали о нем
газетчики в 1910-е годы.
Однако это общество, едва
зарегистрированное, было ликви-
дировано. Заведующий Татарским
отделом Петрокомнаца т. Рахимов
довел до сведения вышестоящей
организации, что «под флагом вы-
шеозначенного общества скрывают-
ся сотни спекулянтов.». Татотдел
просил «содействия о немедленной
ликвидации общества, как вредного
и подрывающего авторитет Совет-
ской власти»13.
Мусульманам-прихожанам
мечети было предложено из своей
среды выбрать комитет из 20 че-
ловек, который стал называться
«двадцаткой»14.
Спустя некоторое время от
духовенства всех конфессий Цер-
ковным столом были получены под-
писки, текст которых, составленный
несколько коряво, передает общий
стиль того времени.
«Я, нижеподписавшийся священ-
ник церкви мухаммеданского храма
Муса Джарулла Бигеев поставлен в
известность заведующим Церковным
столом Ивановым, что беседы, а равно
и другие какие-либо сборища помимо
церковной службы без разрешения
заведующего стола обязуюсь не
устраивать, предварительно подав
заявление за трое суток.
Сборища, собранные без раз-
решения будут приравниваться к
нелегальным, а поэтому нести за
указанное заслуженную кару по
всем строгостям законов Россий-
ской Советской Социалистической
Республики.
Подпись: М. Бигеев
12 декабря 1921 г.»15
В стране после Гражданской
войны царили голод и разруха. 23
февраля 1922 года большевиками
был принят Декрет об изъятии
церковных ценностей, по которому
следовало изъять в пользу голо-
давших Поволжья предметы из
золота, серебра и драгоценных
камней. Патриарх Тихон объявил,
что церковь может добровольно
жертвовать святыни, а забирать их
насильно - святотатство. В церквях
действовало сопротивление. В мае
начались судебные процессы по
предыдущая страница 53 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст