М
ногонациональный Петербург
делу католических священников в
Минске, затем на Украине, которые
сопротивлялись изъятию ценно-
стей, принадлежавших прихожанам
и Ватикану. 29 мая 1922 года был
арестован митрополит Петроград-
ский и Гдовский Вениамин (Казан-
ский) за «сопротивление изъятию
церковных ценностей». Приговор
- высшая мера - расстрел с конфи-
скацией имущества, глава Право-
славной церкви патриарх Тихон был
арестован. Папа римский заявил,
что готов выкупить церковные свя-
тыни, в том числе и православные, и
выслал 40 вагонов продовольствия
для голодающих, но власть имущих
это не остановило.
К мусульманам же относились
с некоторым вниманием, тем более
что колониально-освободительное
движение, охватившее мусульман-
ский мир, воспринималось частью
мировой революции16, а мечети с
их скромным убранством и мусуль-
манские святыни для большевиков
интереса не представляли вообще.
Мусульманский отдел занимал-
ся извещением городских властей
об освобождении красноармейцев,
рабочих, служащих и учащихся
от занятий и работ на три дня
по поводу Курбан-байрама или
Рамазан-байрама17, одновременно
отдел организовывал спектакли
для красноармейцев-мусульман на
татарском языке в мусульманском
рабочем клубе имени т. Вахитова18 и
руководил работой мусульманской
типографии19, которая печатала
агитационные издания, и многим
другим.
М олодежь при активном
участии татотдела, устраивала
«комсомольские» Курбан-байрам и
Рамазан-байрам, на этих праздниках
шла активная антирелигиозная
пропаганда, читались сатирические
стихи, произносились пламенные
речи, ставились пьесы собственного
сочинения, заканчивались вечера
танцами20. Однако, несмотря на
столь интересную и полную новых
впечатлений жизнь, в Петроград-
ский губернский отдел народного
образования в октябре 1922 года
поступило заявление родительского
комитета Петроградской мусуль-
манской колонии об организации
школы, в котором говорилось, что
«арабская грамота, тюркотатарский
язык с его грамматикой, история
тюркотатар - все эти предметы
Во время визита афганского падишаха Амануллы-хана
(слева от Мусы-эфенди).
1928 г. Ленинград. Семейный архив
являются важнейшими элементами
общего образования детей мусуль-
ман, но эти предметы не включе-
ны в программу советских школ.
Поэтому родительский комитет
Петроградской мусульманской ко-
лонии открывает школы арабской
грамоты, тюркотатарского языка
для мусульманских детей, девочек и
мальчиков, занятия будут начинать-
ся после советских школ и будут
продолжаться максимум полтора-
два часа.
.. Обучение в школах будет
бесплатным».
Подписали его члены комитета
М. Бигеев и А. Тухфатуллин, и эта
просьба мусульман была удовлет-
ворена21.
Отделенная от государства цер-
ковь все-таки продолжала ослож-
нять построение нового общества,
поэтому в марте 1923 года петро-
градское католическое духовенство,
14 священников, были вызваны в
Москву на заседание Высшего ре-
волюционного трибунала. Оплатив
проезд, католики поехали в столицу,
чтобы услышать приговор, их об-
виняли в сопротивлении советской
власти. Дело закончилось расстре-
лом и тюремными сроками, а в ноя-
бре того же года в Москве был аре-
стован М. Бигеев, направлявшийся
в Индию с докладом, при нем были
обнаружены письма к представите-
лям автокефальных (независимых)
православных церквей Констан-
тинопольской, Александрийской,
Антиохийской, Иерусалимской,
Греческой, Вселенской патриархии.
Можно предположить, что не с про-
блемами российских мусульман
хотел ознакомить патриархов Муса-
эфенди22.
55
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 54 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст