М
ногонациональный Петербург
58
Шиитскую делегацию из Ливана сопровождают муфтий ДУМЕС
З. Бабаханов (справа) и секретарь-переводчик ДУМЕС Х. Махмудов (слева).
1970 г.
настойчиво открытия религиозной
общины с 1946 года. .
..фактически
мечеть используется Ленгорздравом
под склад и постепенно разрушается.
Данное обстоятельство дает мусуль-
манам основание возбуждать вопрос
о передаче мечети, необходимые
средства на восстановление мечети
по заявлению мусульман они имеют.
Передачу здания мечети считаю не-
целесообразным по причине, что она
находится в центре города рядом с
музеем Кирова, филиалом музея
Революции “Петропавловская кре-
пость”» и далее «.под открытым не-
бом незаконно проводятся моления,
в весеннее, летнее и осеннее время
по пятницам собираются 400-500
человек, в дни религиозных празд-
ников до 4-5 тысяч, в зимнее время,
несмотря на холода, собирается 100
человек. Мусульмане, ссылаясь на
ст. 124 Сталинской Конституции
(Основного закона) заявляют, что
указанная статья нарушается тем,
что они в течение 6 лет не могут
добиться открытия общины, а при
сборах на кладбищах им чинят пре-
пятствия. Считаю целесообразным
просьбу верующих мусульман Ле-
нинграда об открытии их общины
удовлетворить, передав в их поль-
зование здание бывшего костела по
Мастерской ул., занятое под склад
декораций театра Музкомедии»45.
В 1954 году Управление по
делам архитектуры рассмотрело во-
прос о возможности строительства
здания мечети в районе реки Вол-
ковки у мусульманского кладбища,
и сочло его нецелесообразным46.
Мусульмане продолжали пи-
сать, среди документов в Цент-
ральном государственном архиве
Санкт-Петербурга хранится такое
личное письмо:
«Председателю Верховного
Совета СССР, депутату Климен-
ту Ефремовичу Ворошилову от
избирателя Камалетдинова Х. М.,
проживающего, Ленинград. Крюков
канал, д. 19, кв. 13.
Дорогой, наш любимый Кли-
мент Ефремович, перед тем, как
решить вопрос, кому из наших
вождей написать данное письмо, я
долго не находил решения, а потом
все же решил написать именно
Вам, может быть еще и потому,
что я имел счастье в своей жизни в
тяжелые дни, лично увидеть Вас на
фронте Отечественной войны под
Ленинградом на станции Вейраман
в 1941 году.
Суть дела моего письма за-
ключается в следующем. Ввиду
закрытия единственной татарской
мечети в Ленинграде, верующие
каждую пятницу и два раза в году в
большие праздники (вынуждены)
вести службу под открытым небом,
на кладбище. Со всех концов Ле-
нинграда и части районов области
вереница людей, идущих пешком
(3 км от трамвая), на автобусах, на
автомашинах направляются на клад-
бище, здесь над межмогильными
буграми масса людей устраивается,
как бездомные, где возможно, и сидя
на земле исправлять богослужение.
Перед началом службы ежегодно
с 1945 года народ жадно слушает
очередное сообщение своих уполно-
моченных о ходе дела по вопросу об
открытии мечети.
Уважаемый Климент Ефремо-
вич, масса верующих татар, узнав,
что я более-менее грамотный че-
ловек, просили меня написать Вам
настоящее письмо с просьбой дать
соответствующее указание об от-
крытии в Ленинграде мечети или
выделить для этой цели помещение
или разрешить постройку дома под
мечеть с выделением участка. Очень
прошу Вас дать указание Вашему
секретариату дать мне ответ о Ва-
Мусульманская делегация из Бангладеш, 5-й справа имам-хатыб
ленинградской мечети Х. Махмудов.
1974 г.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 57 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст