М
ногонациональный Петербург
шем решении по существу данного
письма для информации верующих
мусульман. Пользуясь случаем, от
всего сердца желаю Вам, наш доро-
гой Климент Ефремович здоровья,
на радость нашего народа и нашей
Коммунистической партии.
18 мая 1954 г.»47
Наконец было принято решение
о передаче здания мечети верующим.
В народе всегда бытовало мнение,
что такому решению властей способ-
ствовала политическая ситуация, на-
чавшиеся дружественные отношения
с мусульманскими государствами,
бывшими колониями европейских
держав. Это предположение соответ-
ствовало действительности. В марте
1956 года из Совета по делам религи-
озных культов при Совете Министров
СССР сообщили: «Количество ино-
странных делегаций, приезжающих в
Советский Союз, будет увеличивать-
ся по мере расширения зарубежных
связей», поэтому Совет «предлагал
оказывать необходимое содействие
имаму ленинградской мечети Исаеву
в организации приема»48.
В октябре 1956 года в Ленин-
град прибыла первая мусульман-
ская делегация из Индонезии,
которую встречали председатель
Исполкома, уполномоченный по
делам религиозных культов, имам
и 10-15 активистов мечети. После
утренней молитвы и завтрака гости
посетили Эрмитаж, Петродворец,
ужин устраивал имам Исаев. На сле-
дующий день гости осматривали фа-
брики легкой промышленности49.
Для ленинградских татар
старшего поколения, получивших
религиозное воспитание еще в
дореволюционные годы, возмож-
ность услышать «азан» (призыв
к молитве) в стенах мечети была
встречена ликованием, мужчины
и женщины, несмотря на возраст,
не покладая рук трудились на вос-
кресниках, ведь воскресенье тогда
был единственным выходным днем
при шестидневной трудовой не-
деле. Они приводили внутренние
помещения и двор в порядок, выно-
сили груды мусора, приносили в дар
ковры. Друг другу пересказывали
бытующую до сих пор легенду, пись-
менного подтверждения которой
автором не обнаружено, о том, что
посетивший Ленинград первый
премьер-министр Индии Джавахар-
лал Неру, не будучи мусульманином,
остановив кортеж, хотел осмотреть
мечеть, и был поражен, увидев вну-
шительный замок, высказывались
предположения, что выдающийся
политический деятель, каким был
Д. Неру, тоже мог способствовать
решению этого вопроса.
Татары, которые продолжали
оставаться самым многочисленным
мусульманским по вероисповеда-
нию населением города, потянулись
в мечеть, посещаемость особенно
увеличивалась, если мусульманский
праздник совпадал со всеобщим вы-
ходным днем, постоянно посещали
богослужения студенты-мусульма-
не из зарубежных стран и туристы
из Финляндии50.
В докладной записке о деятель-
ности мечети за 1966 год в Совет по
делам религиозных культов отме-
чалась в этой связи: «слабая работа
научно-атеистической пропаганды
по разоблачению мусульманской
религии: на страницах газет не
опубликовано ни одной статьи, нет
также передач на радио и телевиде-
нии, упорно молчит Музей истории
религии и атеизма»51, однако боль-
шое количество прихожан давало
большие сборы, и, соответственно,
те доходы увеличивали и сумму,
передававшуюся в Фонд мира и в
отдел международных связей.
За прошедшие годы были вы-
полнены огромные восстанови-
тельные и реставрационные работы,
средства на которые поступали от
государства и прихожан. С большой
благодарностью старики-татары
вспоминают в этой связи первого
мэра Санкт-Петербурга А. А. Соб-
Мечеть, ул. Репищева
59
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 58 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст